Страница 4 из 4
Мы с вами являемся частью исламской нации и обязаны рассмотреть реальность этого термина сквозь призму нашей религии - Ислам.
Отношение Ислама к иностранным терминам – если допускать иностранное происхождение термина толерантности – заключается в том, что Ислам смотрит на значения этих терминов. Если иностранный термин передает значение, которое имеется у мусульман или имеет у мусульман свою реальность, то он принимается. Если же термин передает значение, противоречащее тому, что имеется у мусульман или не имеет у них реальности, то он отвергается.
Трудно оспорить, что разногласие среди людей является естественным положением. У каждого есть своя акыда, система, религия, образ и стиль жизни, своя точка зрения, свой критерий поступков, свои политические, экономические и социальные мысли и так далее. Невозможно, чтобы у всех людей было единое мнение, единая акыда и одна единая религия, как об этом заявил президент Украины. Всевышний Аллах сказал:
وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَجَعَلَ النَّاسَ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلا يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ (١١٨)إِلا مَنْ رَحِمَ رَبُّكَ وَلِذَلِكَ خَلَقَهُمْ وَتَمَّتْ كَلِمَةُ رَبِّكَ لأمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ
«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого. Исполнится Слово твоего Господа» (11:118-119)
Поэтому Ислам признает это различие среди людей в их убеждениях, мыслях и религиях, основываясь на слова Всевышнего Аллаха:
وَمَا أَكْثَرُ النَّاسِ وَلَوْ حَرَصْتَ بِمُؤْمِنِينَ
«Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого» (12:103)
Из этого понимается, что терпимость в Исламе передает значение согласия с другими, т.е. согласие с взглядами тех, кто отличается от тебя в мазхабе, религии, расе, цвете кожи и толерантность в правильном значении этого слова присуща мусульманам.
Такова реальность людей, реальность их различия в мышлении, которую нельзя отрицать. Вопрос в следующем: «Каковы законы, касающиеся этой реальности? И как реализуется термин толерантность в религии Ислам?» Ответ на это состоит в следующих пунктах:
1. Хотя Ислам и признает существование различия мыслей среди людей как саму по себе существующую реальность, которую невозможно отрицать, тем не менее, он не согласен с этим различием. Всевышний Аллах сказал:
وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الإسْلامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85)
2. Хотя Ислам и признает разногласие в мыслях среди людей, что является милостью для них и желанием для них добра, он обязывает призывать их к вере в Ислам, как акыде и системе, не требуя от них отказываться от своих верований и поклонений. В этом есть большая милость и великая награда. Пророк (с.а.с.) сказал: «Клянусь Аллахом, если посредством тебя Аллах направит на истинный путь одного человека, это лучше для тебя, чем, если у тебя будут красные верблюды».
3. Аллах пожелал того, чтобы немусульмане принимали Ислам с полным убеждением и согласием в том, что Ислам – есть истина, ниспосланная Великим Господом людей. В Его священной книге Он сказал:
لا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَدْ تَبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِنْ بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَى لا انْفِصَامَ لَهَا وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (2:256)
Поэтому Ислам не допускает того, чтобы неверующий в Ислам принуждался к принятию его, будь то принуждение силовое или моральное.
وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لآمَنَ مَنْ فِي الأرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنْتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّى يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ
«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих» (10:99)
4. Из наиболее ярких законов, которые установлены Исламом в подтверждение его милости и желания добра всему человечеству, является то, что Ислам предоставляет защиту неверным, которые хотят узнать об Исламе.
Всевышний Аллах сказал:
وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لا يَعْلَمُونَ
Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они – невежественные люди» (9:6)
Если кто-то из людей иноверцев желает познакомиться с Исламом, то он получает защиту Аллаха и Его Посланника (с.а.с.) и мусульман и их безопасность, чтобы мог добиться желанного. Принять Ислам можно только добровольно, и во времена Халифата никто никогда не принуждал зиммиев (- граждане исламского государства немусульмане) поменять свою веру. Ни историки, ни востоковеды этот факт никогда не отрицали.
5. Ислам соглашается с самим разногласием в мышлении среди людей и не принуждает их отказываться от своего мировоззрения и религии. Ислам принимает просьбу других людей, которые не исповедуют его акыду и религию, жить в его обществе и его государстве среди мусульман под их защитой и покровительством, имея с мусульманами равные права и обязанности. Как возвышено и прекрасно это законодательство!
Успех Ислама в устранении различий, как, например, различия рас и цвета кожи в исламском обществе, состоит в вере его последователей в то, что Ислам есть истина от Господа миров, и что дискриминация есть запрет, за который Аллах будет наказывать в Судный день. Ислам укореняет в сердцах своих последователей мысль «Все вы от Адама, а Адам из земли» и мысль «Нет различия между людьми, кроме как в богобоязненности».
Чернокожий Билял аль-Хабаший принял Ислам и был из первых и близких. Он был муаззином Посланника (с.а.с.) и первым муаззином в Исламе.
Еврей Абу аль-Мунзир Убай Ибн аль-Каб принял Ислам и был из первых, кто знал наизусть Коран и толковал его.
Французский историк, Гюстав ле Бон указывает: «Толерантность Мухаммада к христианам и иудеям было просто феноменальна, такое отношение не имеет аналогов среди основателей иных религий, особенно таких, как иудаизм и христианство. Такое же отношение было характерно и для его последователей».
Свидетель создания Халифата, сирийский Патриарх Тимофей I писал восторженно: «Арабы, которым Бог дал власть над миром в эти дни, как вы знаете, не только не противодействуют христианству, но хвалят священников и святых Господа нашего, помогают церквям и монастырям».
При дворе халифа часто проводились диспуты с участием исламских и христианских богословов – каждая из сторон неизменно оставалась при своем мнении, но такие встречи имели смысл, как для взаимопонимания религий, так и в качестве демонстрации веротерпимости.
Да, вы скажете, что сегодня уже нет в живых Пророка (САС), сахабов, табиинов и в современное время уже не было таких благородных людей. Однако не менее красноречиво о настоящей толерантности говорит история близкого всем нам Крымского ханства.
Мы с точностью можем утверждать, что после установления шариата представители христианства нашли спокойствие и покровительство в лице правителей.
По случаю назначения митрополитом Крымской епархии Гедеона в XVIIIв., по прошению константинопольского патриарха Серафима, турецкий султан – халиф Мустафа издает ферман, в котором приказывает крымскому хану всячески содействовать христианской конфессии Крыма и требует надлежащего отношения к ним без притеснений.
После вторжение войск России в Крым её войска начинают насильственное выселение христиан в Россию без ведома тогдашнего хана, тогда к хану приезжают старейшины армянских и греческих христианских общин со следующим обращением, воспрепятствовать происходящему:
«Мы его светлостью довольны, и отчизной своей довольны и от предков наших платим дань светлейшему государству. Хоть саблями рубить нас станут, то не думаем мы и куда-либо идти».
Таким было наше государство – государство мусульман, подобия которому нет по сей день, и о котором позабыли его потомки. Оно было успешным и действующим на протяжении более десятка веков, и подобный успех исламской доктрины среди покоренных народов во многом исходил из особенностей исламского правления, из толерантности по отношению к иноверцам в подлинном значении этого слова. Мусульмане никогда не использовали метод подмены понятий, обмана, маскировки, для того, чтобы навязать свое мировоззрение.
Почему в наше время размывание границ между правдой и неправдой, фактами и слухами стало излюбленной тактикой политтехнологов и государственных деятелей? Разве сильная мысль нуждается в том, чтобы её путем обмана навязывали людям? Постоянные подмены понятий, агрессивные оценки суждений политических оппонентов проявляются массированно и подрывают доверие к структурам, управляющим нашим народом. Разве к толерантности и уважению мировоззрений относится то, что изменяются образовательные программы над мусульманами, замаскированные под различные школьные дисциплины?
Поэтому сегодня, в условиях совместного проживания в Украине десятков различных народов речь может идти лишь о привитии терпимости через познание, изучение, дискуссии и выявление истины. И это самый лучший путь к толерантности в истинном значении этого слова.
Лутфие Ремзи Къызы