Страница 1 из 3
«Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Д.Лихачев, академик.
Убеждение педагога, что школа должна стать не только местом передачи опыта поколений, но и «мастерской гуманности», где должны формироваться терпимость и уважение друг к другу, невзирая на национальную или религиозную принадлежность, является основополагающим принципом воспитания.
К сожалению, в реалиях все далеко не так. Складывается ощущение, что некоторые работники сферы образования напрочь забыли об этом и действуют далеко не по этим принципам, преследуя свои скрытые цели. В частности, на эту мысль наталкивает инцидент с расформированием класса с крымскотатарским языком обучения, недавно произошедший в г. Джанкое.
Подробнее с этими событиями нас ознакомила родительница этого класса, учитель крымскотатарского языка и литературы Заречненского УВК, Аджигельдиева Гульназ Рефатовна:
Г.Р.: Дело в том, что в школе (СОШ) №3 г. Джанкоя на данный момент функционируют два четвертых класса: 4-А с русским языком обучения (28 чел.) и 4-Б с крымскотатарским языком обучения (10 чел.). 10.06.09. классный руководитель 4-Б класса с крымскотатарским языком обучения пригласила нас – родителей учащихся этого класса на собрание при директоре.
На собрании директор сообщила о решении расформировать данный класс, мотивируя свои действия «экономическим кризисом». Затем она акцентировала свое внимание на «неперспективности обучения на крымскотатарском языке». Другим, на её взгляд, решающим фактором была «страшная неграмотность у детей в таких классах в русском языке». Хотя, на мой взгляд, это дело касается исключительно качества преподавания этого предмета и компетентности учителя. Это должно быть понятно любому здравомыслящему человеку, не говоря о работниках образования со статусом директора. В завершении разговора, директор предложила забрать документы и перейти в другие школы. Эти школы находятся в совершенно другом микрорайоне города. Если допустить подобное, то наши дети вынуждены будут пересекать небезопасную железную дорогу, либо проезжую часть автомобильной дороги. Чем это чревато, страшно даже подумать. Кроме этого, директора других школ наотрез отказываются брать детей из нашего микрорайона, поскольку классы в этих школах итак переполнены.
Мы изъявили желание продолжить обучение в классе с крымскотатарским языком обучения, не видя никаких разумно обоснованных мотивов закрывать этот класс. Директор передала решение этого вопроса начальнику отдела образования г. Джанкоя Ячменькову В.А.
11.06.09 г. состоялась встреча родителей с начальником отдела образования г. Джанкоя. Это встреча была абсолютно непродуктивной, поскольку он не дал однозначного ответа, оставив решение этого вопроса на сессию в августе этого года. Он сообщил нам о «проблемах с хозяйственной частью и финансированием» и связал судьбу нашего класса с этими проблемами.
Нужно отметить, что Ячменьков В.А. согласился с тем, что отправлять детей в другие школы – не метод решения проблемы. Однако, как конечный результат, предложил нам оставить оба класса, но разделить детей на равное количество и сделать из нашего класса обычный – с русским языком обучения. В свете этого предложения стали вообще непонятными их высказывания о проблемах с хозяйственной частью и «экономическим кризисом». Получается, что класс с крымскотатарским языком обучения создает нагрузку в экономическом аспекте, а такой же класс с русским языком обучения нет. Где логика? Почему эти проблемы должны решаться за счет нашего класса? Неужели наличие этого класса так серьезно влияет на ситуацию с распределением средств в сфере образования в нашем городе? Для кого в таком случае пишутся законы, регламентирующие политику образования в Украине и гарантирующие право обучения на родном языке?
Спецкор газеты «Возрождение»: Чем, на Ваш взгляд, вызвано подобное решение?
Г.Р.: Этот инцидент ещё раз доказывает, что призывы к толерантности и диалогу в поликультурном мире Крымского полуострова до сих пор остаются на уровне слов, не переходящих в конкретные действия. Получается, что толерантность и терпимость к представителям других национальностей и конфессий – это «пилюля» только для нашего народа, а все остальные вправе не отвечать за свои действия. И если на уровне работников системы образования идут такие серьёзные упущения, (а ведь именно педагоги формируют определенные представления и нормы в умах наших детей) – то что говорить о простом народе?
Спецкор: Что Вы намерены делать в ближайшем будущем?
Г.Р.: Наша инициатива в этом деле – это попытка воспрепятствовать механизмам тотальной ассимиляции нашего народа. У нас своя культура, свой язык с его особенностями и грамматикой, своя история, своя литература. Почему мы должны и обязаны знать, когда родился и что сделал для своего народа, к примеру, Тарас Шевченко, Леся Украинка и подвергнуть забвению своих деятелей культуры и литературы? На индивидуальном уровне научить этому практически невозможно. К сожалению, вследствие всех тех трагических событий, которые пережил наш народ, не каждый крымский татарин сегодня знает даже самое элементарное. Справиться с этой задачей по силам только механизмам системы образования. Мы – мусульмане и обязаны сформировать в сознании своих детей исламский менталитет. Как показывает практика, работники структур образования в Крыму не особенно озабочены нашим вопросом. В нашем случае, вообще создают проблемы, «высосанные из пальца». Поэтому нам самим необходимо активно действовать в направлении создания таких классов. Настаивать на внедрении в учебный процесс дополнительных дисциплин, позволяющих глубже изучать свою религию и культуру. К сожалению, пока очевидна обратная тенденция. В любом случае, мы намерены продолжать свои действия в этом направлении. Готовим письма-жалобы в структуры, отвечающие за решение этих вопросов. Надеемся на положительные ответы, в противном случае «грош - цена» всем законопроектам и декларациям, если никто не будет их реализовывать.
Спецкор: Вы упомянули механизмы тотальной ассимиляции. Что конкретно Вы имели в виду?
Г.Р.: На уровне содержания образования это такие учебные предметы как «Я и Украина», «Культура добрососедства», «Этика», в рамках которых нашим детям прививаются демократические нормы и любовь ко всему украинскому. Сейчас идет работа над проектом, согласно которому урок истории в старших классах будет заменен на урок «культурология», а это, на мой взгляд, дает в руки педагогов ещё более широкие возможности насаждать свои взгляды. В довесок к этому, сейчас как никогда ранее активизировалась религиозная агрессия против крымских татар. Сейчас можно увидеть татар, обращенных в разные христианские секты, татар дзэн-буддистов и даже татар, обращенных в индуизм! Зато татар, полностью соблюдающих все предписания Ислама, очень мало. Даже в школе идет христианизация посредством различных учебных дисциплин.
Кроме этого, постоянное давление на детей и педагогов в области празднования праздников неисламской культуры. Именно поэтому наш народ, особенно наша молодежь, празднует такие не мусульманские праздники, как Новый год, День Валентина, 8 Марта, 23 Февраля, 1 Мая и т.д. Причем мы празднуем их с таким размахом и с такой радостью (Новый год, День святого Валентина и 1 Мая), как будто эти праздники из покон веков передавались нам от предков. Наши дети растут в таких условиях, когда дома прививаются одни нормы, в школе другие. Взаимодействие между семьей и школой не всегда получается. А это ключ к успешному формированию личности.
Немаловажную роль играют сами родители. Вот даже в нашей ситуации были те, кто пассивно принял реальность как данность и готов был отдать документы своего ребенка в другую школу. Сами родители не уделяют должного внимания вопросу воспитания своих детей, отдавая все свое время заработку денег. Все хотят вырастить из них людей с красивыми дипломами и громкими специальностями, а не ЛЮДЕЙ, достойных этого слова в самом широком смысле. С такими темпами через 10 – 15 лет наш народ превратится в пассивную массу. А следующее поколение вообще забудет о том, что когда-то существовал такой народ – как крымские татары, мусульмане. Родители должны думать о том, кого они воспитывают. Рызк, эджель, здоровье - это от Аллаха, а воспитание - от родителей.
Спецкор: Нам известно, что подобные инциденты были и в других уголках Крыма. Как Вы думаете, с чем это связано?
Г.Р.: Трудно ответить однозначно. Постоянно «раскачивают лодку» пророссийские силы в Крыму. Может быть, это их инициатива. Либо кто-то опускает «лакмусовую бумажку» и делает замер на предмет того, насколько мы ассимилированы и насколько мы смирились с нынешней ситуацией. Возможно, хотят проверить нашу реакцию. Понятно одно, что от кого бы ни исходила эта инициатива, она должна пресекаться. Это нарушает конституционные нормы и накаляет и без того сложную ситуацию в нашем обществе. Чем больше сталкиваешься с подобными инцидентами, тем больше разочаровываешься в способности ныне действующих законов эффективно решать проблемы людей. Прошло уже больше десятка лет с момента массового возвращения крымских татар, а «воз и ныне там».
Спецкор: Сагъ олунъыз, Гульназ ханум! Аллах ишлеринъизде ярдымджи олсун!
Г.Р.: Аллах разы олсун! ИншаАллах, даа буюк меселелерни чезмеге арекет этермиз. Аллах ярдымы иле макъсадымызгъа иришермиз!