Страница 7 из 9
Брать деньги под процент стало очень распространенным явлением в последнее время. Ислам категорическим образом это запрещает. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими.
Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (2:278-279)
Запрет настолько строгий, что Пророк (с.а.с.) проклял ростовщичество и тех, кто этим занимается. Об этом сказано в достоверном хадисе: «Пророк (с.а.с.) проклял человека, который берет проценты и кто дает, кто записывает, и двух свидетелей» (сахих Муслим). То есть он проклял всех, кто участвует или способствует этой сделке.
Как же тогда быть, ведь, казалось бы, ростовщичество решает многие экономические проблемы.
Попробуем разобраться. В основном, люди берут деньги в кредит для двух целей:
1) Чтобы приобрести какие-либо товары для непосредственного потребления. Это называется потребительским кредитом.
2) Чтобы вложить деньги в бизнес. Это называется производственным кредитом.
Что касается потребительского кредита, то реальность системы, в которой господствует ростовщичество, такова, что цены практически на все товары нереально завышены. Причиной этого является то, что во всех товарах и на всех этапах его производства заложен злосчастный процент по кредиту. Представим такую ситуацию. Фирма хочет строить и продавать дома, только у нее нет достаточного количества для этого денег. Чтобы построить дом, ей необходима земля. Фирма идет в банк, берет деньги в кредит, чтобы купить землю под строительство. Далее, ей необходимы деньги для покупки стройматериалов для строительства дома, которые она опять берет в банке. В свою очередь, большинство поставщиков стройматериалов для ведения своей деятельности тоже брали деньги в кредит в банке. В результате этого, построив дом, при определении конечной цены для продажи, фирма вынуждена включить в цену дома сумму всех кредитов, которые она брала, плюс сумму всех кредитов, которые брали поставщики строительных материалов. Дом уже получился на порядок дороже, нежели он стоит в реальности. Далее, приходит клиент, желающий купить дом. Только у него тоже нет достаточного количества денег в наличии, чтобы его купить. Что он делает? Идет в банк и берет кредит для покупки дома. Это, в свою очередь, в очередной раз увеличивает стоимость дома. В конечном итоге, получается, что сумма всех этих кредитов, порой, превышает реальную стоимость товара, и она ложится на плечи конечного покупателя этого товара – на нас с вами, потребителей. Таким образом, реальность ростовщической системы такова, что она «надувает» цены на товары, делая их менее доступными для людей. При такой дороговизне товаров единственным выходом в капитализме, чтобы все же приобретать товары является их покупка в кредит.
Отсутствие в Исламе ростовщичества приведет к тому, что цены на товары будут намного дешевле, благодаря этому товары станут более доступны, ибо в цене товара не будут присутствовать проценты по кредиту. Кроме того, государство будет обязано обеспечивать всем нуждающимся работу, для того, чтобы они могли сами себя обеспечивать. Также в государственной казне предусмотрен отдел, для выдачи беспроцентных кредитов для населения.
Что же касается производственных кредитов, то Ислам решает эту проблему посредством исламских компаний. Одним из таких компаний является «мудараба», что в переводе означает «партнерство» – это компания, где одна сторона выступает имуществом, а другая – трудом. Дело в том, что в любом бизнесе присутствует доля риска. В капитализме распределение рисков несправедливо. Все риски ложатся на одну сторону, а именно - на того, кто берет капитал в долг. Банк, который предоставляет кредит, вообще не несет риски, ибо, в большинстве случаев, кредиты выдаются под залог какого-либо имущества заемщика. И при банкротстве все бремя ответственности ложится на предпринимателя. В исламской компании мудараба риски несут обе стороны, как вложивший капитал, так и тот, кто трудился, используя этот капитал. Абдур-Раззак в книге «Аль-Джамиъ» передал, что Али (р.а.) сказал следующее: «Прибыль распределяется в соответствии с договоренными условиями, а убыток падает на вложенный капитал». Таким образом, при банкротстве бизнеса вложивший капитал теряет капитал, а кто работал, теряет свой труд и время.
Ислам призывает мусульман помогать своим братьям по вере. Пророк (с.а.с.) сказал: «Дважды данный долг мусульманином другому мусульманину подобен одной милостыне». И это не только на уровне одного человека, на самом деле, это касается целого экономического отдела в Халифате, который будет выделять кредиты для фермеров и предпринимателей в рамках реализации государственной экономической политики. Это будет осуществляться с целью облегчения ведения бизнеса. Конечно, кредиты будут беспроцентные, и цель их заключается не в прибыли, поскольку Исламское государство является государством всеобщего благосостояния, а не государством по сбору налогов.