1. Присутствие религии в экономической жизни Капитализм основан на понятии «Отделение религии от жизни». Это означает, что человек сам, исходя из реальности, придумывает законы для жизни общества и государства. Заботой государства и его обязанностью является предоставление человеку свобод, такие как свобода личности, собственности, слова и вероисповедания. Из общественной жизни устраняются и удаляются все понятия и ценности. Доминирующей и господствующей ценностью является только лишь материальная ценность. Остальные ценности, такие как, моральные, гуманные и духовные ценности устранены из общественной жизни. Ислам к вопросам экономики подходит таким же образом, как и ко всем другим вопросам, встречающимся в жизни человека. Все экономические законы в Исламе исходят от Создателя. Это означает, что они обязательно должны исходить из Корана и Сунны Его Посланника. Ислам не рассматривает экономические законы и взаимоотношения как проблему экономки, а рассматривает, что это в первую очередь проблема человека, которую необходимо решить. Исходя из этого, экономическая проблема не заключается в том, чтобы создать такую систему, которую нужно постоянно поддерживать «на плаву», а заключается в том, что экономическая проблема – это взаимоотношения между людьми, которые необходимо правильно упорядочить. Исходя из этого, в Исламе нет отделения религии от жизни. Напротив, вся жизнь и все ее сферы регулируются Создателем. Это является естественным и соответствующим разуму человека положением. Ибо, так как у человека и Вселенной есть Создатель, значит справедливым и правильным будет, если Он установит человеку систему для жизни общества и государства. И только законы от Создателя способны правильно упорядочить взаимоотношения между людьми. Всевышний Аллах говорит:
Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он - Проницательный (или Добрый), Сведущий? (67:14)
2. Взгляд Ислама на потребности и ресурсы Как говорилось в предыдущем докладе, в основе экономическая проблема в капитализме заключается в недостаточности ресурсов для удовлетворения безграничных и возрастающих потребностей человечества. Исходя из этого, они получили неравенство, которое невозможно решить в их понимании в земных условиях, то есть, невозможно ограниченными ресурсами удовлетворить безграничные потребности. Этим самым они признали, что в экономической системе капитализма, обязательно будут люди, у которых останутся неудовлетворенными какие-либо потребности. Единственным выходом в решении проблемы дефицита товаров по отношению к потребностям капитализм решил путем максимального увеличения объемов национального производства. Ислам же разграничил потребности человека, определив, что у человека есть основные потребности и второстепенные потребности. Основные потребности – это потребности, требующие неизбежного удовлетворения, неудовлетворение которых приведет к смерти или сильному страданию человека. Этими потребностями являются потребности в еде, одежде, жилье, в медицине и образовании. Все же остальные потребности Ислам рассматривает как второстепенные. Удовлетворенность человеком основных потребностей делает человеческую жизнь спокойной и это спокойствие и уверенность в завтрашнем дне побуждает человека вести деятельность для удовлетворения его менее важных потребностей. Само стремление к увеличению богатства заложено в природе человека. Это естественное стремление к имуществу и богатству – есть проявление инстинкта самосохранения. Только естественно, человек будет думать, как далее благоустроить свою жизнь только тогда, когда будут полностью удовлетворены все его основные потребности. В таком положении человек будет естественным образом думать, какие товары производить, как снизить себестоимость, как увеличить производительность. Относительно ограниченности ресурсов, Всевышний Аллах утверждает, что те ресурсы, которыми обладает Земля, более чем достаточны, чтобы удовлетворить основные потребности человечества, то есть, обеспечить все население нашей планеты едой, одеждой и жильем. По этому поводу Всевышний Аллах говорит: