Приступая к своему докладу, хочу начать его со слов Раби' ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, обращенных к Рустаму, главнокомандующему персов: «Воистину, Аллах послал нас, чтобы мы вывели всякого, кого Он пожелает, из поклонения рабам к поклонению Господу рабов, из бедности жизни земной к богатству жизни земной и последующей, из произвола религий к справедливости Ислама».
Введение.
Как говорилось в предыдущем докладе, экономическая система капитализма проявила свою порочность и несостоятельность в управлении делами общества. И, как следствие этого, явился этот страшный и сметающий все на своем пути, как ураган, последний всемирный экономический кризис. Видя, что все принимаемые меры по разрешению этого глобального кризиса не приводят к ожидаемому результату, многие политики и экономисты Запада высказываются, что решить сложившуюся ситуацию способна только лишь экономическая система Ислама. Приведу их некоторые высказывания.
Бофис Винсент - главный редактор одной из самых крупных экономических изданий в Европе «Chal-lenger» написал вступительную статью от 11/09/2008г. под названием: «Папа римский или Коран!» В этой статье приводится: «Я думаю, что мы в этом кризисе больше нуждаемся в чтении Корана для понимания того, что происходит с нашими банками. И если бы руководители на¬ших банков проявили бы уважение к тому, что приводится в Коране, как к законам, поучениям и претворяли бы их, то нас не постигли бы эти катастрофы и кризисы. И мы бы не дошли до этого плачевного положения, потому что деньги не порождают денег!»
Также главный редактор га¬зеты «Журналь де Вайтенс» во вступительной статье номера от 25/09/2008г. сказал: «Не настало ли время полагаться на основы исламского шариата на Wall Street! Если наши правители действительно стремятся устранить денежную спекуляцию, которая вызвала кризис, то нет ничего проще, чем претворение исламского шариата!»
В газете «Washington Post», в номере от 27/10/2008г. приводится: «Ограничения, которые налага¬ются исламским шариатом в сферах инвестиции, подтверждают его пользу и превосходство, ибо он не полагается на спекуляцию и рост, которые наносят разрушительный удар по другим компаниям и при¬водят к их банкротству».
В действительности, если рассматривать вопрос по существу, даже не будучи верующими в Ислам, несомненно, можно прийти к выводу, что экономическая система Ислама способна обеспечить безопасность экономике от бедствий. Действительно, великая исламская экономическая система была ниспослана Аллахом, который является Творцом, который знает и учитывает потребности его творения и то, что хорошо для них, а что – плохо. При глубоком и внимательном рассмотрении этой системы видно, что она в состоянии обеспечить экономическую безопасность и процветание всему человечеству. Теперь рассмотрим более подробно некоторые ее основы.
1. Присутствие религии в экономической жизни
Капитализм основан на понятии «Отделение религии от жизни». Это означает, что человек сам, исходя из реальности, придумывает законы для жизни общества и государства. Заботой государства и его обязанностью является предоставление человеку свобод, такие как свобода личности, собственности, слова и вероисповедания. Из общественной жизни устраняются и удаляются все понятия и ценности. Доминирующей и господствующей ценностью является только лишь материальная ценность. Остальные ценности, такие как, моральные, гуманные и духовные ценности устранены из общественной жизни.
Ислам к вопросам экономики подходит таким же образом, как и ко всем другим вопросам, встречающимся в жизни человека. Все экономические законы в Исламе исходят от Создателя. Это означает, что они обязательно должны исходить из Корана и Сунны Его Посланника.
Ислам не рассматривает экономические законы и взаимоотношения как проблему экономки, а рассматривает, что это в первую очередь проблема человека, которую необходимо решить. Исходя из этого, экономическая проблема не заключается в том, чтобы создать такую систему, которую нужно постоянно поддерживать «на плаву», а заключается в том, что экономическая проблема – это взаимоотношения между людьми, которые необходимо правильно упорядочить. Исходя из этого, в Исламе нет отделения религии от жизни. Напротив, вся жизнь и все ее сферы регулируются Создателем. Это является естественным и соответствующим разуму человека положением. Ибо, так как у человека и Вселенной есть Создатель, значит справедливым и правильным будет, если Он установит человеку систему для жизни общества и государства. И только законы от Создателя способны правильно упорядочить взаимоотношения между людьми. Всевышний Аллах говорит:
أَلا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он - Проницательный (или Добрый), Сведущий? (67:14)
2. Взгляд Ислама на потребности и ресурсы
Как говорилось в предыдущем докладе, в основе экономическая проблема в капитализме заключается в недостаточности ресурсов для удовлетворения безграничных и возрастающих потребностей человечества. Исходя из этого, они получили неравенство, которое невозможно решить в их понимании в земных условиях, то есть, невозможно ограниченными ресурсами удовлетворить безграничные потребности. Этим самым они признали, что в экономической системе капитализма, обязательно будут люди, у которых останутся неудовлетворенными какие-либо потребности. Единственным выходом в решении проблемы дефицита товаров по отношению к потребностям капитализм решил путем максимального увеличения объемов национального производства.
Ислам же разграничил потребности человека, определив, что у человека есть основные потребности и второстепенные потребности. Основные потребности – это потребности, требующие неизбежного удовлетворения, неудовлетворение которых приведет к смерти или сильному страданию человека. Этими потребностями являются потребности в еде, одежде, жилье, в медицине и образовании. Все же остальные потребности Ислам рассматривает как второстепенные.
Удовлетворенность человеком основных потребностей делает человеческую жизнь спокойной и это спокойствие и уверенность в завтрашнем дне побуждает человека вести деятельность для удовлетворения его менее важных потребностей. Само стремление к увеличению богатства заложено в природе человека. Это естественное стремление к имуществу и богатству – есть проявление инстинкта самосохранения. Только естественно, человек будет думать, как далее благоустроить свою жизнь только тогда, когда будут полностью удовлетворены все его основные потребности. В таком положении человек будет естественным образом думать, какие товары производить, как снизить себестоимость, как увеличить производительность.
Относительно ограниченности ресурсов, Всевышний Аллах утверждает, что те ресурсы, которыми обладает Земля, более чем достаточны, чтобы удовлетворить основные потребности человечества, то есть, обеспечить все население нашей планеты едой, одеждой и жильем. По этому поводу Всевышний Аллах говорит:
وَلا تَقْتُلُوا أَوْلادَكُمْ مِنْ إِمْلاقٍ نَحْنُ نَرْزُقُكُمْ وَإِيَّاهُمْ
Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. (6:151)
Приведу наглядный пример. Земельный фонд Украины на конец 1992 г. составлял 258.6 млн.га. Учитывая то, что при смешанном питании 1 га земли может прокормить 5,5 человек и, перемножив эти два показателя, получим, что земли одной только Украины в состоянии прокормить более 1 млрд. 400 млн. человек. Если рассматривать этот показатель на уровне всей нашей планеты, то обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, составляющим 13,4 млрд. га. Умножив, на показатель 5,5 получим, что в целом, земля в состоянии прокормить более 73 млрд. человек.
Таким образом, для удовлетворения первостепенных потребностей на Земле ресурсов более, чем достаточно. Проблема заключается в их правильном распределении.
3. Экономическая политика в Исламе
Экономическая политика – это цель, которую преследуют экономические законы, управляющие делами людей. Экономической политикой в Исламе является полное удовлетворение всех основных потребностей каждого человека, в отдельности, а также предоставление ему возможности удовлетворить свои второстепенные потребности в меру своих сил. Экономическая политика в Исламе стремится не просто повысить жизненный уровень или ВВП страны в целом, как это обстоит в западных странах. Экономическая политика Ислама не довольствуется повышением жизненного уровня какой-то отдельной части людей. Напротив, в Исламе рассматриваются потребности каждого человека, как человека, который индивидуален, и отличается от других. Этот уникальный аспект отличает экономику Ислама от любой другой системы.
Экономической проблемой в капитализме является производство богатства. В Исламе же экономической проблемой является распределение богатства. Ханзала ибн Сайфий, который был писарем Посланника Аллаха (с.а.с.) передает: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Сообщай мне обо всем пришедшем каждые три дня». Он сказал: «Так я продолжал напоминать ему о любых средствах, продовольствии или любых деньгах, которые я получил в течение последних трех дней». В основном, Посланник Аллаха (с.а.с.) распределил все приходы в тот же день и не оставлял их на следующей день».
Ислам обращает внимание на каждую личность, в отдельности, обеспечивая и гарантируя процветание всего общества. Таким образом, шариатские правила гарантируют каждому отдельному гражданину Исламского государства полное удовлетворение своих потребностей в пище, одежде и жилье. Рассмотрим, каким же образом осуществляется эта цель.
Шариат побудил и к поиску жизненного удела каждого работоспособного мужчину, вменив в обязанность стремление получить жизненный удел с целью обеспечить себя и тех, кто находятся у него на содержании. Всевышний Аллах сказал:
فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ
«Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» (67:15)
Также сказано в хадисе: «Однажды, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) пожимал руки Саъда Ибн Муаза (р.а.), увидел на обоих руках мозоли, и спросил о причине этого. Саъд ответил: «Я работаю веревкой и лопатой, чтобы накормить свою семью», затем Посланник Аллаха (с.а.с.) поцеловал ладони Саъда и сказал: «Это две руки, которые любит Аллах»». Также передается, что Умар ибн Аль-Хаттаб проходил около толпы сельских людей. Увидев, что они сидят, склонив головы, Умар спросил: «Кто эти люди?» Ему ответили: «Это уповающие на Аллаха люди». На что Умар (р.а.) ответил: «Нет! Это - дармоеды! Не сказать ли мне вам, кто является действительно уповающим на Аллаха человеком»? Ему ответили: «Да, скажи нам». Он сказал: «Настоящий уповающий на Аллаха – это тот, кто зарыл семя в землю и уповал на своего Господа, Могущественного»!
Точно также работа была возложена на отца и его преемника, если он не может работать. Аллах сказал:
وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ لا تُكَلَّفُ نَفْسٌ إِلا وُسْعَهَا لا تُضَارَّ وَالِدَةٌ بِوَلَدِهَا وَلا مَوْلُودٌ لَهُ بِوَلَدِهِ وَعَلَى الْوَارِثِ مِثْلُ
Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка. Такие же обязанности возлагаются на наследника отца. (2:233)
Кроме того казна (байт уль-мал) обязана заботиться о тех, кто не имеет никакой возможности обеспечить себя. Именно на государстве лежит ответственность за обеспечение основных потребностей населения, поскольку они имеют на это право. Бухари от ибн Умара (р.а.) передал, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Имам, которого выбрал народ – это пастух, который несет ответственность за свое стадо». Также Пророк (с.а.с.) сказал: «Если кто-то умирает (из мусульман), оставляя любое имущество, оно перейдет к наследникам; а если он оставляет долг или иждивенцев – мы будем заботиться о них (то есть, государство)».
Таким образом, Ислам обеспечивает каждого своего гражданина пищей, одеждой и жильем. Однако Ислам не ограничился только лишь удовлетворением основных потребностей человека. Он дозволил и призвал человека насладиться щедротами и принять дары мирской жизни, которые он может себе позволить. Аллах сказал:
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ
Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» (7:32)
Также Он сказал:
وَكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ حَلالا طَيِّبًا
Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое (5:88)
«Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (70:24-25)
Эти и другие аяты Корана ясно показывают, что экономические законы, взятые из Шариата, направлены на приобретение богатства и пользование щедротами в рамках его норм.
Ислам призывает людей к работе и заработку и приказывает пользоваться богатствами, которые они заработали. Это обеспечивает экономическое процветание на Земле, удовлетворяя основные потребности каждого человека.
Шариат предоставил человеку право самостоятельно решать, как и каким способом производить товары и услуги, чтобы удовлетворить свои потребности. Единственным условием является то, чтобы они не выходили за рамки дозволенного Шариатом. Не существует шариатских текстов, указывающих на то, что Ислам разъясняет производство товаров и услуг. Напротив, множество текстов указывают на то, что добывание богатства и совершенствование человеческого труда было предоставлено людям. Передаётся от Анаса (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.в.) относительно опыления финиковых деревьев сказал: «Вы лучше меня осведомлены в мирских делах». Таким образом, вопрос производства товаров и услуг был предоставлен людям.
Помимо этого, Ислам уделяет большое внимание вопросам благочестия и страха перед Аллахом. Он сказал:
وَالَّذِينَ فِي أَمْوَالِهِمْ حَقٌّ مَعْلُومٌ لِلسَّائِلِ وَالْمَحْرُومِ
«Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (70:24-25)
Пророк (с.а.с.) сказал: «Не уверует тот, кто будет засыпать, будучи сытым, в то время, как его сосед голоден». Пророк (с.а.с.) похвалил тех мусульман, которые делятся всем с другими во время голода, сказав: «Когда люди племени Ашари испытывали нехватку продуктов во время сражений в Медине, они собирали еду в одном месте, а потом поровну делили между собой. Эти люди от меня, а я из них».
То есть из этих примеров видно, что экономической политикой в Исламе является полное удовлетворение всех основных потребностей каждого человека, в отдельности, и содействие ему в удовлетворении второстепенных потребностей. А не мнимая гонка за увеличением уровня ВВП, как это обстоит в капитализме.
4. Понятие собственности в Исламе
Взгляд Ислама на собственность отличается от капиталистического. Ислам утвердил три вида соб-ственности. Ими являются общественная, государственная и частная собственность.
Общественная собственность включает в себя месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, как нефть, железо, медь, золото, газ и другие полезные ископаемые, а также все виды энергии и крупные промышленные заводы, в которых энергия является основным элементом. Го¬сударство обязано взять под свой контроль и управление их добычу и распределение среди людей в виде товаров и услуг, запрещая индиви¬дуумам, организациям и компаниям брать в свою собственность те объекты, которые входят в категорию общественной собственности.
Государственная собственность - это взимаемые государством налоги и также то, что оно получает посредством своей торговли, промышленности и сельского хозяйства в том, что не относится к общественной собственности. Государство расходует это в интересах личных государственных дел.
Частная собственность - это все, помимо вышеупомянутых пунктов. Индивидуумы имеют право распоряжаться ею в соответствии с законами шариата.
Таким образом, Ислам гарантировал распределение богатства в виде классического треугольника. Индивидуумы не могут владеть тем, что входит в общественную или государственную собственность. Как и не может управлять рынком кучка крупных капиталистов, напротив, проходит распределение имущества в таком виде, который не допускает скапливание его в руках кучки бога¬тых людей и гарантирует доведение и распределение его среди всех людей.
Исламская экономическая система, которая исходит от Мудрого Создателя, признает все ресурсы, находящиеся в недрах земли общественной собственностью, и что получать пользу от их использования имеют право все граждане страны. Задавались ли вы вопросом, кто на сегодняшний день являются самыми богатыми и состоятельными людьми планеты? Ими являются в большинстве случаев бизнесмены, владеющие ресурсодобывающими компаниями. Согласно данным журнала «Forbes», на 2008 год из рейтинга 20 самых богатых людей планеты 10 являются владельцами ресурсодобывающих, коммуникационных компаний, объект которых согласно исламскому законодательству не может находиться в частной собственности. Если же рассматривать данные по Украине, то, согласно данным, опубликованным журналом «Корреспондент» из топ-десятки самых богатых людей Украины почти половина является собственниками компаний по добыче и переработке природных ресурсов. Остальные же, в той или иной мере пользуются общественной собственностью в своем личном бизнесе. Запрет нахождения природных ресурсов в частной собственности приведет к тому, что эти миллиардеры, сколотившие свое состояние на общественном достоянии, перестанут богатеть за счет этой общественной собственности. А за счет того, что они перейдут в общественную собственность, и её разработкой будет заниматься непосредственно государство, приведет к тому, что эти ресурсы станут более доступны, цены на них снизятся, а доход от реализации будет по справедливости распределяться между всеми гражданами государства. Естественным образом, при распределении богатства, источником которого являются природные ресурсы, среди всех членов общества приведет к тому, что бедных вообще не будет.
Рассмотрим еще один наглядный пример. По данным агентства «Bloomberg», ежедневная добыча нефти только одной Саудовской Аравии составляет 10,8 млн. баррелей. При средней цене 65 долларов за баррель ежедневный доход от добычи нефти в Саудовской Аравии составляет 702 млн. дол. Годовой доход исчисляется в сумме 250 млрд. долларов. Этой суммы денег от продажи одной только нефти хватило бы, чтобы каждой семье мусульман во всем мире ежегодно безвозмездно предоставлять около 1000 долларов. И разве была бы при таком распределении общественной собственности бедность и нищета?! И насколько же плачевной является ситуация, что в этой же Саудовской Аравии – самой богатой стране в мире по нефти, официально 55 % граждан не имеет своего собственного жилья!!!
Таким образом, концепция коммунизма провалилась в экономике, потому что все имущество было в собственности государства. Да, при коммунизме некоторые секторы экономики были чрезвычайно успешными, например, тяжелая промышленность и нефтяная отрасль. Но та отрасль, которая принадлежала частному сектору, в коммунизме не развивалась и терпела неудачи. Аналогично и капиталистическая система рушится и практически находится на пороге краха. Это объясняется тем, что на основании свободной рыночной экономики, приватизации и глобализации индивидам, предприятиям и компаниям разрешается владеть объектами общественной собственности, такими как, электро-, газо-, водомагистралями, морскими портами, аэропортами, железными дорогами, нефтью, газом и т.п. Результатом этого явились нестабильность и потрясение экономики, крах финансовых рынков и компаний и, как следствие – бедствование и страдание миллионов людей.
5. Денежная система в Исламе
После того, как была разорвана тесная взаимосвязь бумажных денег и золота, любое государство формирует свою денежную массу в таком количестве, которое необходимо, а не реально подтвержденную товарами. Таким образом, золото и серебро перестали быть подкрепляющим товаром бумажных денег. Другими словами деньги потеряли свою ценность. Сегодня ценность любой валюты подкрепляется ни чем иным, нежели авторитетом государства, который его печатает. Этот авторитет бумажных денег заключается в следующим:
- деловой репутацией государства;
- политической ситуацией в государстве;
- военной мощью государства.
От этих трёх факторов зависит твердость и стабильность валюты. В конце Второй мировой войны в рамках Бреттон-Вудского соглашения золото перестало быть денежным стандартом, и на арену вышел доллар в качестве стандарта. В 1971г. доллар стал единственным денежным стандартом. Доллар США стал подавляющей валютой в мире и, как следствие, любое колебание в экономике США приводит к смертельным ударам экономик других стран мира. Это объясняется тем, что большинство, если не все наличные резервы этих стран, основаны на бумажном долларе, стоимость которого не превышает стоимости бумаги, на которой он печатается! Даже после того, как на арену вышло евро, доллар США сохранил свои позиции в качестве доминирующей валюты.
До тех пор пока золото не является единственным денежным стандартом, будут происходить финансовые потрясения. Не только нынешний, но любой кризис, связанный с долларом, будет негативно влиять на экономики других стран. Также и любые политические потрясения в Америке будут сказываться на долларе и, следовательно – на всем мире. Это может произойти с любыми другими бумажными валютами любой другой влиятельной страны.
Пророк (с.а.с.) указал на золото и серебро в качестве денежных средств и сделал их единственным базовым стандартом оценки товаров и заработной платы. Все операции основаны на этом стандарте, часть которых является унция, дирхам, карат, и динар. Все они были хорошо известны во времена Пророка (с.а.с.), люди использовали их, и было установлено, что Пророк (с.а.с.) утвердил использование этих единиц. Все торговые отношения измерялись золотом и серебром в качестве денежного стандарта, и это подтверждается достоверными хадисами. Пророк (с.а.с.) утвердил денежное соотношение сказав: «Вес – это вес жителей Мекки». Сравнивая денежную единицу с единицей в Исламе, мы видим, что 1 динар = 4.25г золота и 1 дирхам = 2.975г серебра.
Таким образом, шариатские правила, регулирующие денежную политику, основаны на золоте и серебре. И в рамках этой системы никогда не было финансового кризиса, в отличие от нынешнего времени, когда деньги потеряли свою истинную ценность и превратились просто в бумажки.
6. Запрет ростовщичества в Исламе
Брать деньги под процент стало очень распространенным явлением в последнее время. Ислам категорическим образом это запрещает. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими.
Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (2:278-279)
Запрет настолько строгий, что Пророк (с.а.с.) проклял ростовщичество и тех, кто этим занимается. Об этом сказано в достоверном хадисе: «Пророк (с.а.с.) проклял человека, который берет проценты и кто дает, кто записывает, и двух свидетелей» (сахих Муслим). То есть он проклял всех, кто участвует или способствует этой сделке.
Как же тогда быть, ведь, казалось бы, ростовщичество решает многие экономические проблемы.
Попробуем разобраться. В основном, люди берут деньги в кредит для двух целей:
1) Чтобы приобрести какие-либо товары для непосредственного потребления. Это называется потребительским кредитом.
2) Чтобы вложить деньги в бизнес. Это называется производственным кредитом.
Что касается потребительского кредита, то реальность системы, в которой господствует ростовщичество, такова, что цены практически на все товары нереально завышены. Причиной этого является то, что во всех товарах и на всех этапах его производства заложен злосчастный процент по кредиту. Представим такую ситуацию. Фирма хочет строить и продавать дома, только у нее нет достаточного количества для этого денег. Чтобы построить дом, ей необходима земля. Фирма идет в банк, берет деньги в кредит, чтобы купить землю под строительство. Далее, ей необходимы деньги для покупки стройматериалов для строительства дома, которые она опять берет в банке. В свою очередь, большинство поставщиков стройматериалов для ведения своей деятельности тоже брали деньги в кредит в банке. В результате этого, построив дом, при определении конечной цены для продажи, фирма вынуждена включить в цену дома сумму всех кредитов, которые она брала, плюс сумму всех кредитов, которые брали поставщики строительных материалов. Дом уже получился на порядок дороже, нежели он стоит в реальности. Далее, приходит клиент, желающий купить дом. Только у него тоже нет достаточного количества денег в наличии, чтобы его купить. Что он делает? Идет в банк и берет кредит для покупки дома. Это, в свою очередь, в очередной раз увеличивает стоимость дома. В конечном итоге, получается, что сумма всех этих кредитов, порой, превышает реальную стоимость товара, и она ложится на плечи конечного покупателя этого товара – на нас с вами, потребителей. Таким образом, реальность ростовщической системы такова, что она «надувает» цены на товары, делая их менее доступными для людей. При такой дороговизне товаров единственным выходом в капитализме, чтобы все же приобретать товары является их покупка в кредит.
Отсутствие в Исламе ростовщичества приведет к тому, что цены на товары будут намного дешевле, благодаря этому товары станут более доступны, ибо в цене товара не будут присутствовать проценты по кредиту. Кроме того, государство будет обязано обеспечивать всем нуждающимся работу, для того, чтобы они могли сами себя обеспечивать. Также в государственной казне предусмотрен отдел, для выдачи беспроцентных кредитов для населения.
Что же касается производственных кредитов, то Ислам решает эту проблему посредством исламских компаний. Одним из таких компаний является «мудараба», что в переводе означает «партнерство» – это компания, где одна сторона выступает имуществом, а другая – трудом. Дело в том, что в любом бизнесе присутствует доля риска. В капитализме распределение рисков несправедливо. Все риски ложатся на одну сторону, а именно - на того, кто берет капитал в долг. Банк, который предоставляет кредит, вообще не несет риски, ибо, в большинстве случаев, кредиты выдаются под залог какого-либо имущества заемщика. И при банкротстве все бремя ответственности ложится на предпринимателя. В исламской компании мудараба риски несут обе стороны, как вложивший капитал, так и тот, кто трудился, используя этот капитал. Абдур-Раззак в книге «Аль-Джамиъ» передал, что Али (р.а.) сказал следующее: «Прибыль распределяется в соответствии с договоренными условиями, а убыток падает на вложенный капитал». Таким образом, при банкротстве бизнеса вложивший капитал теряет капитал, а кто работал, теряет свой труд и время.
Ислам призывает мусульман помогать своим братьям по вере. Пророк (с.а.с.) сказал: «Дважды данный долг мусульманином другому мусульманину подобен одной милостыне». И это не только на уровне одного человека, на самом деле, это касается целого экономического отдела в Халифате, который будет выделять кредиты для фермеров и предпринимателей в рамках реализации государственной экономической политики. Это будет осуществляться с целью облегчения ведения бизнеса. Конечно, кредиты будут беспроцентные, и цель их заключается не в прибыли, поскольку Исламское государство является государством всеобщего благосостояния, а не государством по сбору налогов.
7. Запрет Ислама относительно спекулятивных компаний и финансовых рынков
В капиталистической системе фондовые биржи играют ту же роль, что и процентная система, которая ограничивает и концентрирует капитал в узком кругу людей. Но фондовые биржи более опасны, потому что они превращают реальные товары и услуги в цифры и документы, посредством которых люди получают прибыль и несут убытки. В этой системе богатство является многократно завышенным без какого-либо реального производства товаров и услуг. Когда рынки растут, людей обманывают, говоря, что экономика растет и, аналогичным образом, когда идет падение рынков, люди оказываются в полной растерянности, потому что их деньги исчезают. А финансовые спекулянты получают в это время реальные деньги. Обычный инвестор получает прибыль путем покупки и продажи акций, а спекулянт получает свою прибыль в рамках, так называемой, краткосрочной торговли, при которой он покупает акции и распоряжается ими так, чтобы снизить цены.
Действительно, фондовые биржи и финансовые рынки – это колыбель капиталистических кризисов, которые разоряют миллионы людей.
Согласно Исламу, рынки регулируются законами шариата, которые гарантируют защиту от кризисов и предотвращают узурпирование всех средств. Некоторыми из этих правил являются следующие:
1) любые товары, которые не являются собственностью продавца, не могут быть проданы. Поэтому любой товар, который не принадлежит продавцу, запрещен к продаже. Передал Абу Дауд, что «Пророк (с.а.с.) за¬претил продавать товары, пока они не будут полностью проданы и отданы купцам». Также Послан¬ник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не продавай того, чего у тебя нет».
Практика фондовой биржи такова, что акции и товары продаются и покупаются несколько раз, но все равно они не принадлежат, ни продавцу, ни покупателю.
2) эти правила запрещают спекуляцию и монополию, при которой цены резко взлетают вверх не из-за реального спроса и продажи товара, а из-за искусственного поднятия цен. В настоящее время этим занимаются сырьевые биржи, и увеличение цен на нефть в 2008г. является доказательством этому.
3) нормы шариата запрещают сделки по акциям. Акции – это сертификаты, которые выпускают акционерные компании, которые запрещены в Исламе из-за несоответствия ряду постановлений шариата.
Действия, направленные на приобретение акций запрещены исламскими текстами и для тех, кто приобретает их, кто платит, кто регистрирует сделку и кто свидетельствует о сделке.
Кроме того, не разрешается продавать акции, поскольку они являются долгами компании, которая инвестирует деньги с процентами, а также потому, что запрещено продавать долг с долгом.
Своим законодательством Ислам обеспечивает рынки такими механизмами, которые гарантируют торговле безопасность от спекуляций, мошенничества и кризисов, тем самым, делая рынки прозрачными, чистыми.
Заключение
Все вышеприведенные мысли и законы являются частью экономической системы Ислама. Но Ислам, являясь руководством от Создателя и, являясь идеологией для всего человечества, решает не только экономические проблемы, но и все остальные проблемы из других жизненных сфер, будь то, правления, судопроизводства, социальных взаимоотношений и всех других сторон жизни.
Но неправильно будет думать, что, взяв некоторые законы экономической системы Ислама, можно будет решить проблемы, существующие в капиталистической экономике. Экономическая система Ислама сможет успешно существовать только лишь в исламском государстве – Халифате. Ибо Ислам – это определенное мировоззрение, из которого исходят системы, решающие жизненные проблемы. Поэтому экономическая система Ислама исходит из Исламской акыды (мировоззрения) и успешно она сможет быть претворена только лишь в том обществе, где будут главенствовать исламские ценности.
Неправильным будет, если вы скажете, что экономическая система Ислама не способна привести общество к развитию и процветанию, ссылаясь на то, что сегодня есть исламские страны как Египет, Саудовская Аравия, Турция, Пакистан но, несмотря на это, экономическая ситуация у них куда хуже, нежели у многих капиталистических стран. Это утверждение неверно ввиду того, что на сегодняшний день нет ни одного Исламского государства. То, что мы имеем на сегодняшний день – это страны, где большинство граждан являются мусульманами, но над ними претворяются не исламские законы, а капиталистические. Из-за этого неправильным будет называть эти страны исламскими. Мы же призываем вас к тому обществу, к тому государству – Халифату, где полностью будут претворяться только законы от Создателя, благодаря которому вы сможете быть обеспеченными и защищенными как в этом, так и в последующем мире. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَجِيبُوا لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ وَأَنَّهُ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому,
что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах оказывается между человеком и его сердцем (может помешать человеку добиться того, что ему угодно) и что вы будете собраны к Нему. (8:24)
И ошибался Уинстон Черчилль, когда сказал свою известную фразу: «Капитализм, возможно, худшая система, но человек не изобрел ничего лучшего». Лучшая система есть и это – Система Ислама. Она не придумана ограниченным человеческим разумом, напротив, она ниспослана Создателем человека, Вселенной и жизни.
И в завершении хотел бы сказать, что Ислам – это не религия только лишь для мусульман. Напротив, это идеология, особый образ жизни, ниспосланный Аллахом для всего человечества. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам. (21:107)
Исламская экономическая система обеспечивает благосостояние для всех людей, мусульман и немусульман, пока они живут под сенью Халифата, который защищает их жизни и обеспечивает безопасность, независимо от происхождения или вероисповедания. Кто следует этому пути, тот получает благословенную жизнь, а кто выбирает другие системы – вы можете видеть их страдания и последствия. Аллах (Субханаху ва Тааля) говорит правду в аяте:
قَالَ اهْبِطَا مِنْهَا جَمِيعًا بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُمْ مِنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلا يَضِلُّ وَلا يَشْقَى وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى
«Он сказал: «Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». (20:123-124)
Хвала Аллаху – Господу Миров!!!
Сейтумеров Сейтумер
доклад конференции "От гнета и несправедливости Капитализма к свету Ислама",
Крым, г. Симферополь,
19 июля, 2009 г.