20 января 2012 года в Крыму отмечалась очередная годовщина - День Автономной Республики Крым. В этом году автономии исполнился 21 год. С этой праздничной датой поздравил крымчан президент Украины В. Янукович. Вкратце рассмотрим вехи исторического развития, народы и общественные тенденции, существовавшие в Крыму и то, как обстоят дела на сегодняшний день.
Краткая история Крымского полуострова
Изначально на земле крымской жили различные племена, которые населяли полуостров. Особой силы и государственности у этих племен не было. После того, как некоторые из этих племен в конце 15 века объединились на основе Ислама, было образовано первое и могущественное государство – Крымское ханство. Далее в 1475 году Крымское ханство присоединилось к Исламскому государству и стало одним из его многочисленных вилаятов (вилаят - административно-территориальная единица). И последующие после этого несколько столетий стали «золотыми страницами» истории Крыма. Именно тогда на этих землях произошло процветание практических во всех сферах жизнедеятельности человека. Но 1783 году Крым был аннексирован Царской Россией и вплоть до прихода большевиков оставался в ее составе. После Октябрьской Революции Крым «попал» в руки большевиков. Они же 18 октября 1921 года создали национально-территориальную автономию - Крымскую АССР, которая просуществовала вплоть до депортации из Крыма нашего народа, после чего была упразднена. После депортации Крымская АССР перестала существовать, и была переименована в Крымскую область в составе РСФСР. Далее Крымская область была передана в состав Украинской ССР. Данный закон был принят Верховным Советом СССР 26 апреля 1954 года. Далее в 1991 году СССР распался на независимые государства. Крымская область также продолжала оставаться в составе уже независимой Украины. И вот 20 января 1991 года на всекрымском референдуме большинство жителей полуострова высказались за восстановление Крымской автономии. И после референдума Крымская область стала именоваться Автономной Республикой Крым. Такой путь был пройден крымским полуостровом да сегодняшний дней.
Геополитический регион
В чем же причина того, что Крым долгие века был «лакомым кусочком» и объектом желания всех супердержав региона? Ответ очевиден - Крым находится в очень важном геополитическом регионе. Тот, кто обладает Крымом, тот занимает очень выгодное геополитическое положение в черноморском бассейне. Будучи в составе Османского государства, Крымское Ханство играло очень важную роль. Оно постоянно давало существенную поддержку армии Османских султанов в походах на Европу и Азию, и было надежным защитником северных границ Исламского государства. После того, как Московское государство окрепло, начиная со времен Петра I, завоевание Крыма стало одной из его важнейших целей, так как он осознавал важность месторасположения Крыма. Сразу же после захвата Крыма Российская империя основала в Крыму множество военных гарнизонов. В Севастополе был сформирован Черноморский флот - как гарант своей безопасности и контроля над регионом. Далее имперские правители начали укреплять свои позиции. Началась борьба с культурой мусульман, населявших полуостров. Россия начала привлекать прислужников из числа местного населения, готовых за материальные блага сотрудничать с российской властью в Крыму. Такая политика оккупантов вызывала сопротивление крымских мусульман. В Крыму вспыхивали восстания, которые жестоко подавлялись оккупантами. Из-за постоянного давления многие крымские мусульмане приняли решение переселиться в Турцию, желая сохранить свою религию. По некоторым данным число переселившихся превышает 500 тысяч человек.
Роль Крыма в современной политике
Говоря о сегодняшних реалиях, то Крым также продолжает играть ту же важнейшую роль в политике региона. И этому множество фактов и примеров. Вспомним Черноморский флот России. До сегодняшнего дня он является одной из козырных карт в руках Украины в «газовой игре». Недавний территориальный спор вокруг острова Тузла, в Азовском море.
Необходимо отметить то, что во взаимоотношениях с Украиной Россия активно эксплуатирует национальный вопрос. Давление на политику Украины осуществляется через множество пророссийских организаций, обществ, политические партии, которые имеют определенный вес в крымском обществе. Существует в Крыму и российское казачество, с центром подчинения в Москве. Кстати, из-за их «чрезмерной активизации» украинская власть вынуждена была в прошлом году депортировать в Россию их атамана.
Крым и крымские татары
Говоря о коренном населении Крыма – крымских татар, можно сказать то, что начиная с 1783 года после аннексии Крыма, роль и влияние на политику в регионе начало стремительно ослабевать. За весь этот период те мусульмане Крыма, которые пытались брать бразды правления и интересы народа в свои руки, то и дело были вынуждены с кем-то входить в союз или заключать договора, чтобы иметь хоть какую-то маломальскую власть и влияние. Естественно, что при таком невыгодном положении они не могли отстаивать должным образом необходимые интересы народа. Именно поэтому мусульман Крыма на протяжении этих «черных страниц» истории просто использовали в своих планах, не учитывая их позиции и интересы. Это происходило зачастую в результате выбора критериев, как руководства к действию. Критерии строились не на исламских, а на чуждых принципах, как например, «разделяй и властвуй», «цель оправдывает средства». И, как следствие, нашим народом манипулировали и использовались в своих корыстных целях.
История - это наше прошлое. Это наши радостные и печальные страницы. Но из нее мы можем извлечь важные и актуальные уроки. Хотелось обратить внимание на то, что мы – крымские татары как народ сформировалась на основе именно Ислама. И после этого наши предки руководствовались лишь исламскими критериями и понятиями, то есть на все в своей жизни смотрели через призму Ислама. И главными жизненными критериями наших предков были не польза и выгода. Критериями было то, что запрещено Аллахом и то, что дозволено Аллахом, т.е. харам и халял. И мы видим, каких великих результатов они добились. Они были истинными хозяевами на своей земле, и это факт, который не сможет никто оспорить.
Но сегодня наш народ начал руководствоваться чуждыми мыслями, такими как: демократия, свобода, интеграция. Играя по этим правилам, мы играем на поле с одними воротами, причем эти ворота – наши. И каждый раз, радуясь, что мы забили гол, мы даже не понимаем, что забили гол в свои ворота. Мы радуемся тому, что у нас появились национальные университеты, школы, библиотеки и театры. Но при этом не замечаем, как из года в год в нашем народе увеличивается число алкоголиков, наркоманов, проституток. В домах для престарелых и детдомах начали появляться крымскотатарские фамилии. Мы радуемся тому, что нам выделили немного земли и дали незначительные должности и чиновничьи портфели. Но перестаем замечать то, что наш образ жизни уже мало чем отличается от немусульман Крыма. Играя в игру по правилам несвойственным нашему народу, мы начинаем терять нашу самобытность и постепенно растворяемся в этом обществе.
Сегодня мы в меньшинстве, нас всего 15 % от общего населения Крыма. И вопрос ассимиляции для нас является одним из самых актуальных и злободневных. Для противостояния ей необходимо выработать принципиальную и твердую позицию в выборе критериев для действия. Именно это для нас является вопросом нашего существования как мусульманского народа — крымских татар. И не важным будет завтра наше благосостояние, если не дай Аллах станет так, что некому будет правильно похоронить усопшего и дать правильно имя новорожденному!
Для решения этой проблемы мы должны формировать свой собственный взгляд на происходящие события, который выходит из нашего мировоззрения. А мировоззрение наше – это наша религия Ислам, благодаря которой и сформировался наш народ, приобрел могущество и успех. Именно благодаря этому правильному взгляду в эпоху нашего расцвета - Крымского ханства, наш народ не был предметом игр в руках наших врагов. Напротив, мы были одной из частей, единого организма, под названием Исламское Государство.
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Вы были лучшей из общин, которая выведена для людей: вы приказывали одобряемое и удерживали от порицаемого и веровали в Аллаха» (3:110)
Сейтумер Сейтумеров