На фоне событий 21 ноября на страницах крымскотатарских газет активизировались дискуссии. Вовлеченные в противостояние стороны ведут полемику относительно заслуг и ошибок Мустафы Джемилева, необходимости или ненужности представительного органа крымских татар, выдвигаются новые концепции, которые могут составить новую национальную идею, призванную объединить вокруг себя крымских татар.
Сам факт такой полемики является положительным, ибо наличие различных взглядов на путь развития народа является признаком жизни и неравнодушия к собственной судьбе. Но справедливости ради стоит отметить, что формы выражения собственного взгляда, будь то 21 ноября или в событиях, последовавших после этого, своей жесткостью, нетерпимостью и чрезмерностью вызывают негодование.
Написать эту статью меня побудило изложенное в 52 номере газеты «Голос Крыма» Ринатом Шаймардановым видение злободневных проблем, стоящих перед крымскотатарским народом и их решение. И хотя в своей статье под названием «Мы вернулись, но еще не вернули Родину» Р. Шаймарданов затрагивает множество смежных тем, но мое внимание в особенности привлекла предложенная им новая национальная идея, которая призвана решить весь комплекс крымскотатарских проблем.
Р. Шаймарданов утверждает, что идеей, которая способна объединить все общественные силы крымскотатарского народа, является работа по восстановлению государственности.
Автор пишет: «Именно эта задача (восстановление государственности – прим.) должна стать новой национальной идеей всего крымскотатарского народа».
В «Философской энциклопедии» национальная идея определяется следующим образом (привожу с сокращениями): «Национальная идея – систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии. Суть национальной идеи составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса. Смысложизненная проблематика конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих содержание национальной идеи. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности, об особенностях национального характера и др. Национальная идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов».
Если отойти от энциклопедических определений и выразиться более простым языком, то национальная идея – совокупность понятий, определяющих смысл существования того либо иного народа, который, в свою очередь, определяет форму взаимоотношений между представителями этого народа, а также упорядочивает отношения этого народа с другими соседними народами. Если говорить более обобщенно национальная идея – это идеология.
Наличие в народе национальной идеи является гарантом его благополучия, развития и способности достойно реагировать и отвечать на возникающие перед ним вызовы.
Если говорить о прикладной стороне национальной идеи, то она заключается в том, что каждый народ, имеющий ясную мощную национальную идею, стремится претворить ее в жизнь в форме государства. Потому что государство это инструмент претворения такой идеи, который обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает соответствующий национальной идее порядок взаимоотношений между членами общества.
Более того, государство не может существовать без некоторой совокупности идей, выражающей волю граждан к совместной жизни. Она объединяет их в единое целое, формирует гражданское сообщество. Государственность подразумевает наличие у его граждан представления о путях развития общества и государства и детерминирует приоритеты текущей государственной политики.
Таким образом, государство является производной от национальной идеи. Без национальной идеи невозможно возникновение государства, невозможно его сколь-нибудь стабильное существование и развитие.
В свете вышеизложенного становится ясно, что восстановление государственности не может быть национальной идеей.
Если в качестве национальной идеи взять восстановление государственности, то возникает следующий вопрос: «Что будет с национальной идеей, когда мы восстановим государственность?». Ведь смысл национальной идеи, олицетворенной восстановлением государственности, исчезнет с появлением государства.
Восстановление государственности – это, как высказался сам Р. Шаймарданов, задача, а отнюдь не национальная идея. Это инструмент, а инструмент никогда не может быть самоцелью и тем более национальной идеей.
Бесспорно то, что сегодня крымские татары находятся на распутье. Бесспорно, сегодня мы находимся в поисках национальной идеи. Мы должны правильно выбрать национальную идею, ибо ошибка при ее выборе приводит к тому, что когда народ осознает ее несостоятельность, возникает идеологический вакуум, который неминуемо запускает ассимиляционные процессы. И нынешняя ассимиляция является лучшим тому примером.
В современном мире существуют всего три идейные концепции, способные занять место национальной идеи для любого народа. Это капитализм, коммунизм и Ислам. Все остальные идеи и концепции являются либо слишком частными, чтобы выступить в качестве национальной идеи, либо являются всего лишь инструментом, гарантирующим ее претворение.
Вывод однозначен: Наша национальная идея – Ислам.
Амзаев Фазыл
fazilamzaev.livejournal.com