Сегодня многие говорят о необходимости единства и недопустимости раскола. Призыв к единству стал неотъемлемым атрибутом всех общественно-политических сил, работающих в среде крымских татар.
Да, несомненно, единство необходимо нам сегодня как никогда. Однако каждый согласится, что единство не возникает само по себе, и если мы серьезны в своем намерении объединиться и быть едиными, то обязательно должны рассмотреть природу единства, её составляющие. Мы должны отдалиться от того, что разрушает это единство и крепко ухватиться за то, чем это единство достигается.
Прежде всего, мы должны понять, в чем мы хотим достичь единства? Очевидно, что, когда мы говорим о единстве, мы не имеем в виду единство в выбираемых профессиях, единство в предпочтениях по отношению к определенной одежде или определенным блюдам. Разногласия в выборе профессии, в выборе одежды или блюд, никогда не стояли проблемой – это очевидно.
Искомое единство – это однообразие в методике разрешения своих повседневных проблем, будь они духовные, мировоззренческие, политические, экономические, социальные и др. Поэтому единство возникает только тогда, когда группа людей, а в данном случае мы говорим о целом народе, принимают за основу взаимоотношений между собой определенные ценности. И здесь нужно обратить внимание на следующее:
Единство не должно быть временным.
В основе единства не должны лежать ценности и цели, существование которых временно. Т.е. основа единства должна быть «надвременной».
Так, например, до возвращения в Крым и, некоторое время, после возвращения объединяющим фактором крымских татар было стремление вернуться на свою землю. Идея возвращения на самом деле крепко сплотила нас. Каждый помнит, как в первые годы после возвращения, случайно встретив кого-либо по дороге, мы приглашали его к себе в дом, расспрашивали о том, откуда он приехал из Узбекистана, смог ли он найти себе подходящий дом, нуждается ли он в помощи или нет и т.д. Каждый согласится, что это объединение было реальным, влиятельным. Но также каждый из нас согласится, что это объединение было таким же реальным и влиятельным, как и временным и хрупким. Ведь на самом деле, прошли годы, и личностные проблемы размыли основу этого единства, и сегодня мы находимся в поиске нового объединяющего фактора.
Таким же образом, такие цели как, например, государственность и реабилитация прав крымских татар также являются временными, и поэтому не могут выступать объединяющим фактором. И это сказано не для того, чтобы умалить их значимость и важность, а для того, чтобы обратить наше внимание на вещи, которые истинно заслуживают лечь в основу нашего единства.
Единство не может быть вокруг личности или представительного органа.
Сегодня на фоне разногласий в среде крымских татар, нас часто призывают объединиться вокруг личности или представительного органа.
Так, 10 декабря 2011г. на митинге, посвященном Международному дню прав человека, первый зампред Меджлиса Рефат Чубаров призвал крымских татар сохранять единство вокруг Меджлиса и препятствовать попыткам расколоть народ. Другие ораторы — председатель Международной общественной организации «Бизим Къырым» Абдураман Эгиз, председатель Крымской краевой организации «Народный Рух» Леонид Пилунский, представитель Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи» Бейе Ильясова, поэт Рефат Чайлак и делегат Курултая Сейтасан Асанов также призывали народ поддержать Меджлис и осуждали действия оппозиционных организаций 1.
Это лишь один пример из множества призывов сохранять единство вокруг отдельных личностей в национальном движении или вокруг института представительства крымских татар – Къурултай-Меджлис. На самом деле постоянное и основательное объединение не может происходить вокруг отдельной личности или какого-либо института.
И причина этого кроется в том, что основой разногласий народа является различие взглядов на решение проблем среди его представителей. Единство не может возникнуть в результате слепого, безоговорочного следования за кем или чем либо. Всевышний Аллах сотворил человека таким, что стоит ему хоть немного усомниться в правильности пути которому он следует, пытливый разум человека, сразу начинает искать альтернативу и пытается призвать к своему видению окружающих людей. И это также касается пути решения политических, экономических и социальных проблем отдельно взятого народа. Поэтому голый призыв следовать за кем или чем-либо без приведения прочно обоснованной идейной наполненности такого пути ущербен и не эффективен. И доказательством этому является то, свидетелями чего мы являемся сегодня.
Существование представительного органа Къурултай-Меджлис узаконено Исламом и он несомненно нужен. Но он сегодня испытывает недостаток идейной составляющей. Именно отсутствие идеи, вокруг которой должно происходить объединение крымскотатарского народа или неспособность ясно и четко представить ее нам, сводит призыв к объединению исключительно к призыву поддержать Меджлис и Къурултай.
Продолжение следует...
Амзаев Фазыл
fazilamzaev.livejournal.com