Верховной Раде Украины 14 сентября 2011 года был зарегистрирован законопроект «О противодействии экстремизму» заместителем председателя фракции Партии регионов в ВР Украины В.В. Колесниченко. В настоящее время законопроект вручен для ознакомления.

Документ состоит из определения понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», вставок из отдельных статей конституции и действующего законодательства Украины. При анализе документа выявляются 3 аспекта:

  1. Он не вносит ничего нового, повторяя нормы действующего законодательства.

  2. Содержит некорректные моменты. Так, в законопроекте предложено дополнить Уголовный кодекс статей 110-1: «Екстремістська діяльність, що загрожує громадському порядку та громадській безпеці.

1. Виготовлення, зберігання з метою збуту або розповсюдження інформації та матеріалів, що містять ідеї екстремізму, якщо вони вчинені після застосування адміністративного стягнення за ті самі діяння - караються штрафом ... або позбавленням волі на той самий строк з конфіскацію матеріалів, що містять ідеї екстремізму та фундаменталізму».

Интересно, на каких правах вставлен не разъясненный в законопроекте и в других нормативно-правовых актах Украины термин «фундаменталізм» и какое оно имеет значение в данном контесте!

  1. Документ содержит определения, которые носят весьма относительный и характер и могут иметь широкую трактовку. Так, само определение термина «экстремизм» очень относительное. На сегодняшний день нет общепринятого определения термина и сложно определить критерии, характеризующие данное понятие.

То же самое можно сказать об определении термина «экстремистская деятельность». Не очерчены рамки признаков экстремистской деятельности, таких как разжигание розни, пропаганда исключительности или преимущества по какому-либо признаку – что предоставляет возможность властям применять закон при удобном случае.

Далее, в законопроекте экстремистскими материалами определены документы, которые «обосновывают или оправдывают необходимость осуществления экстремистской деятельности». Само же толкование терминов «обосновывают или оправдывают» весьма расплывчато! Следует отметить, что смело можно привлечь к ответственности любое («неугодное») СМИ, которое имело неосторожность напечатать (перепечатать) какие-либо материалы, которые могут быть охарактеризованы как экстремистские.

Примечательно, что экстремистской деятельностью автор законопроекта называет препятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоопределения, избирательных комиссий, должностных лиц указанных органов и комиссий. Так, мирные акции протеста перед зданиями парламента или правительства могут быть легко интерпретированы как проявления экстремизма.

Вывод: Документ предусматривает широкую трактовку положений и может быть использован против широкого круга отдельных граждан и объединений граждан. В случае принятия данного законопроекта он может стать достойным орудием действующей власти для расправы над политическими оппонентами, а также может серьезно ограничить работу СМИ.

 

P.S. Представляет интерес один из пунктов пояснительной записки к законопроекту, обосновывающей необходимость его принятия: «З кожним роком експерти, науковці, ЗМІ все більше наголошують на загрозі поширення в усьому світі мусульманського екстремізму, так званого «ваххабізму», який має на меті побудову держави, яка не визнає кордонів між мусульманськими країнами». Здесь намеренно используется стереотипы-страшилки мусульман, которые направлены для отведения умов читателей от истинных целей законопроекта. Даже термин «фундаментализм», использованный в документе, намеренно связывает экстремистов с мусульманами, поскольку чаще всего этот термин применяют в словосочетании «исламский фундаментализм».

Нам всем остается надеяться, что в процессе «созревания» общественного мнения депутатов власти не будут использовать в качестве разменной монеты мусульман. А СМИ поймут, что подогревание мифов об исламском экстремизме только подкрепит аргументы в пользу принятия законопроекта, что может существенно ограничить их свободу в выражении мнений.

 

Р. Рамазанов

председатель МАРО «Давет»