Этот вопрос не перестает быть актуальным для Крыма и его жителей. Результаты правления Василия Джарты для многих в Крыму были столь очевидными, что после его смерти, 17 сентября, многих до сих пор не покидает чувство осиротения.
Южная столица претерпела на себе некоторые радикально иные подходы. Вид ее изменился и продолжает изменяться! Дороги в городе стали ощутимо ровными. Ну, может не везде, но значительная часть. Комфортность езды порой вызывает у пассажира удивление: «Неужели такие дороги бывают, на долго ли?»…
Это то, что, так сказать, ощутимо. Есть и более заслуживающие внимания достижения. Как то на полуострове на момент правления заметно снизилось обострение межнациональных или межконфессиональных противоречий.
Украина имеет очень важный стратегический ресурс - Крым. Из которого, в первые двадцать лет независимости Украины, «хозяева», бывшая партийная номенклатура и чуть позже образовавшаяся «каста неприкасаемых», выжимала все соки из того, что осталось от всесоюзной здравницы. Отношения этих самых «неприкасаемых» с Киевом в вопросе «чей Крым?», их неспособность и нежелание решать крымские межэтнические и межконфессиональные проблемы, а именно эти проблемы самые существенные, сделали Крым безнадежно застрявшем в ХХ столетии. Инерция, с которой Крым вошел в нынешний век, окончательно была нейтрализована докатившейся волной финансового кризиса до берегов полуострова. Однако, количество ежегодно скапливаемых денег от отдыхающих остается стабильным, а улучшения все нет и нет.
Естественно на таком фоне «Стратегия экономического и социального развития Крыма» донецких требовала жестких и волевых решений. Для этого дела харизма Джарты в премьерском кресле было удачным решение. Его древние крымские корни, которые явно отражались на его внешности и фамилии, удачно вписывали его как крымского наместника Президента в крымские реалии. Всплыло и прозвище, которое имел, якобы, по молодости премьер - «Вася «Бита»». То, каким образом был отправлен в историю многолетний крымский застой с его как бы неприкасаемой «кастой» и как бы неразрешимыми проблемами, многими в «междусобойчик» комментируется с многозначной ухмылкой: «Вася! «Бита»!». Понятно, что все что делал Василий Джарты будучи премьером только для того чтобы сделать регион инвестиционно привлекательным. Для этого он от бюджетной «кормушки» удалил ввергших в застой крымских чиновников и заменил их большим количеством молодых специалистов с «континента». Убрал с повестки дня острую тему строительства Соборной Мечети, которая для многих политиканов, больших и не очень, была удобной для пиара. Сдвинулась с места земельная проблема: началось решение земельных вопросов репатриантов, возвращена часть разворованных гектаров южнобережья.
«Сохранение мира и согласия в многонациональном Крыму – это наша главная, базовая ценность. Любые попытки провокаций, с целью дестабилизации общественно-политической ситуации в автономии, будут пресекаться быстро и жестко. Все крымчане – это граждане Украины, которые независимо от религиозной и национальной принадлежности, имеют равные права и обязанности – то, что не позволено одним, не будет позволено и другим. Предостерегаю всех «буйных голов»: власть в Крыму сильна, как никогда, и любые попытки пошатнуть стабильность получат адекватный и немедленный ответ власти», – говорил глава правительства автономии, когда вся Украина воочию убедилась на событиях в Феодосии в соответствии премьера автономии своему прозвищу. И подтвердил, для чего он прибыл в Крым, отмечая, что даже минимальная угроза возникновения локального конфликта на межнациональной почве негативно влияет на «деловую репутацию» Крыма, замедляет экономическое и социальное развитие региона.
«Крым является территорией межнационального и межкультурного диалога, примером добрососедства, взаимопонимания, уважения и толерантности. Жители автономии стремятся к стабильности, согласию и миру», – наказал тогда глава правительства автономии.
Таким образом, изменения на полуострове стали столь очевидными, что естественным стал вопрос о преемнике. Сможет ли тот довести начатое почившим до своего логического завершения? В отсутствии главы правительства атмосфера гармонии стала явно диссонировать. Тут-то для некоторых из бывших «хозяев» появилась возможность реванша, видя ошибки исполняющих обязанности в диалоге с крымскими татарами. Воспринимая их на свой лад ими вновь подымается вопрос целесообразности строительства Соборной Мечети на Ялтинской 22. В риторике некоторых политологов послышалась умышленная фальшь, отчего выстроенная гармония приобрела прежний корявый вид. С его старой шовинистической начинкой.
Однозначно, кто будет премьером, будет решаться в Киеве. Кто бы им ни был, он будет выполнять ту программу, которую представили как «Стратегию». Если надо проявлять жесткость он станет ее проявлять или наоборот. Другое дело, что будет он этого достигать в других реалиях. По-своему будет брать бразды, по-своему будет налаживать со всеми диалог. А успех или неуспех правления «нового» будет зависеть от того как власти будут понимать проблемы крымских татар. Крымские татары, будучи гражданами Украины, все-таки отличаются от других качеством и количеством своих проблем. Крымские татары — коренной мусульманский народ, депортированный в прошлом столетии и возвращающийся на свою Родину.
Украина должна все-таки понимать эту реальность. Что объявление о намерении ассимилировать не избавит от необходимости повернуться к проблеме лицом. План ассимиляции в прошлом, как способ убежать от проблемы, по большому счету оказался провальным. Четкие прагматичные шаги по обустройству репатриантов наполняют смыслом «Стратегию экономического и социального развития Крыма». Возрождение утрачиваемой идентичности коренных народов как бонус избавит Крым от той невзрачности, которую он приобрел. Его самобытности и колоритности в великом разнообразии народов мира. Как бы кто не пытался этот процесс принизить. А если это игнорировать, то нерешенные проблемы так и останутся причиной нестабильности.
Кадыров Энвер. Симферополь.