Просвещение народа (любого народа) – это главное условие для его существования и сохранности. На основе этого просвещения строится мировоззрение народа, определяются его цели и его образ жизни. Благодаря этому просвещению индивиды народа формируются как единое целое, в результате чего этот народ отличается от всех остальных народов. Этим просвещением является: акыда народа с исходящими из нее законами, решениями и системами, а также строящиеся на этой акыде научные и прочие знания, а также произошедшие события, связанные с этой акыдой, как жизнеописание народа и его история. Если это просвещение исчезает, то прекращается и жизнь самого народа, имеющего отличительные от других народов признаки. В результате утраты своего просвещения изменяется цель этого народа, его образ жизни, его единство, и он начинает вслепую идти за просвещениями других народов. Всевышний Аллах говорит:

كَانَ النَّاسُ أُمَّةً وَاحِدَةً فَبَعَثَ اللَّهُ النَّبِيِّينَ مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ وَأَنْزَلَ مَعَهُمُ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِيَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ فِيمَا اخْتَلَفُوا فِيهِ وَمَا اخْتَلَفَ فِيهِ إِلا الَّذِينَ أُوتُوهُ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَتْهُمُ الْبَيِّنَاتُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ فَهَدَى اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا لِمَا اخْتَلَفُوا فِيهِ مِنَ الْحَقِّ بِإِذْنِهِ وَاللَّهُ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ

«Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях. Но разошлись во мнениях относительно этого только те, кому было даровано Писание, после того, как к ним явились ясные знамения, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, относительно которой они разошлись во мнениях. Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает» (2:213).

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٌ فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً وَلا يَسْتَقْدِمُونَ

«Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» (7:34).

Из этих аятов видно, что человечество никогда не прекращало существовать, а также то, что они были сначала одной общины, а затем разделились на несколько общин, а также, что каждой общине свойственно рождаться и умирать. Да, люди, как физические тела никогда не вымирали на земле, следовательно, народы не прекращали свое существования, как индивидуумы.

Вымирающими выступали их идеи, чувства и системный устой, отвечающий за безопасность и жизнь этих идей и чувств. Исходя из этого, можно сказать, что просвещение служит сердцем и душой общины.

Исламское просвещение – это знания, причиной изучения которых явилась исламская акыда, будь то знания, которые включают в себя саму исламскую акыду, как наука о единобожии (таухид) или знания, которые строятся на исламской акыде, как фикх, тафсир и хадис, или это знания, которые требуются для понимания исходящих из исламской акыды законов, как знания, которые необходимы для иджтихада в Исламе, такие как арабский язык, мусталах аль-хадис и усул аль-фикх. Все это является исламским просвещением, потому что именно исламская акыда служит причиной их изучения. История исламской Уммы (весь мусульманский народ) также является частью ее просвещения, так как в ней содержатся сведения о ее мировоззрении, о ее деятелях, ее руководителях и ученых мужей. Например, доисламская история арабов не относится к исламскому просвещению, тогда как арабскую поэзию доисламского периода рассматривают как элемент просвещения из-за того, что в ней имеются важные моменты, которые уточняют значения слов арабского языка и его словосочетаний, а, следовательно, являются составляющей иджтихада, комментирования Корана и понимания хадисов.

Просвещение Уммы формирует из индивидов этой Уммы личностей. Оно формирует менталитет индивида и его метод оценки вещей, слов и поступков, как и формирует его склонности, воздействуя тем самым на его менталитет, психологию и поведение. Поэтому защита просвещения уммы и его распространение в обществе является одной из главнейших и ответственейших задач государства. Так, например, в прошлом Советский Союз вскармливал свое население коммунистическим просвещением и старался воспрепятствовать проникновению в свое просвещение какой-либо капиталистической или исламской мысли. Весь Запад воспитал население своих стран на основе своего капиталистического просвещения, строящегося на принципе отделения религии от жизни. Свой образ жизни Запад устроил на основе этого просвещения. Он умышленно устраивал и продолжает устраивать войны, для того чтобы препятствовать проникновению исламского просвещения в умы своих приверженцев. Исламское государство стремилось укреплять исламское просвещение в своей Умме и несло это просвещение другим государствам и народам путем призыва и джихада, и будет продолжать делать это до Судного дня.

Важнейшим гарантом защиты просвещения Уммы является то, чтобы ее просвещение сохранялось в сердцах ее последователей и на страницах ее книг, а также, чтобы Умма имела государство, которое управляет ею и заботится о ее делах в соответствии с законами, исходящими из акыды этого просвещения.

Обучение – есть путь сохранения просвещения Уммы в сердцах своих последователей и в книгах, будь то систематизированное программное обучение или не программное обучение.

Программное обучение – это обучение, регулируемое порядками и законами, которые принимаются государством, и именно государство ответственно за его исполнение. Например, определение возраста для принятия на учебу, определение предметов обучения и метода обучения. А что касается не программного обучения, то это имеются возможность заниматься обучением в частных домах, мечетях, клубах, через средства информации, периодические издания и так далее, не подчиняясь порядкам и законам программного обучения. Однако в обоих случаях исламское государство ответственно за предоставляемые мысли и знания, которые должны либо исходить из исламской акыды, либо основываться на ней.

Сегодня мы живем в государстве, которое исповедует неисламскую идеологию, а также большая часть населения нашего общества не являются мусульманами. Следовательно, сегодняшние мусульмане окружены как идеями неверия, так и носителями этих идей. Перед нами стоит большой спектр вызов, на которые мы должны отвечать должным шариатским способом. С помощью Аллаха в следующем номере в качестве примера рассмотрим ряд основных проблем, которые стоят перед мусульманами.

Айше Ибрагим