koran

Многообразие и сложность, пестрота красок и необъятность этого мира поражают пытливый человеческий ум. Гармония, порядок, закономерность, внутренняя логика – всё это вряд ли можно отнести к категории случайного, не греша против здравого смысла. Не могут гармония и закономерность быть результатом случайного движения неодушевленной материи. Опыт подсказывает нам, что ни один материальный объект не может сотворить сам себя.

Религия и наука

В наш век, когда неверие развратило общество, воспринимается противопоставление науки и религии. Первой в этом ставят, как правило, науку, подразумевая, что она – высшая форма общественного сознания, так как основывается на опыте, эксперименте, достоверном знании и прочем. А религия, видите ли, опирается только на веру. Чтобы ярче выделить науку, в качестве «религии» обычно преподносится набор примитивных сказок, легенд, суеверий, языческих фантазий.

Сбрасывается со счетов тот очевидный факт, что подавляющее большинство положений, концепций, теорий науки берётся на веру. Когда нас вводят в курс так называемых научных построений, само собой подразумевается, что мы должны верить в то: что живое само по себе возникло из не живого, что многоклеточные произошли из одноклеточных, что человек произошел от обезьяны, что предполагаемая модель атома действительно правильная, что спираль ДНК выглядит именно так, как её нарисовал Уотсон и Крик; а не иначе. И к тому же наука часто меняет свою веру. В науке то, что считалось ещё вчера непререкаемой истинной, сегодня может преподноситься как заблуждение или ошибка.

В истинной религии же всё наоборот – все новейшие открытия науки лишь подтверждают, истины, которые религия открыла человечеству уже давно.

Физик Кельвин сказал: «Если хорошо и глубоко подумать, то увидите, что наука заставляет вас верить в Бога». Вот именно! Думать надо «хорошо» и «глубоко». Важность этой стороны подмечает другой мыслитель – Френсис Бэкон: «Поверхностные и элементарные философские знания приводят человека к атеизму и безбожию, а глубокие, полные и всесторонние знания делают человека набожным и благочестивым».

Две противоположности

Вера и неверие – два состояния человека, между которыми огромная пропасть. Верующий человек видит в окружающем мире бесконечное число знамений Аллаха. Для неверующего любые доказательства существования Аллаха «недоказательны», потому что в нем сидит неверие и отсутствует размышление.

В Коране рассказывается, что Иса, сын Марьям, пришел к сынам Исраиля с ясными знамениями (с дозволения Аллаха) исцелял слепых, прокаженных, оживлял мертвых.

فَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْهُمْ إِنْ هَذَا إِلا سِحْرٌ مُبِينٌ

«… и сказали те, которые не верили из них: – это только очевидное колдовство!» (Сура 5:110).

Упорно цепляясь за своё неверие, бессмысленные эксперименты проводят как раз те самые поверхностные мыслители, которых описал Бэкон. Они с упрямством подвергают обезьяну пыткам, пытаясь научить её говорить…

Исследования генетиков показывают, что все расы и народы земли произошли от одной женщины. Но неверующего это не убеждает. В лучшем случае неверие охотно трансформируется в различные виды идолопоклонства. Человека постоянно «тянет» сделать Бога осязаемым, физически чувствовать Его. Но ведь глупо будет считать: «Я Бога не видел, следовательно, Его нет!»
При помощи материальных ощущений мы не можем получить непосредственно нематериальную информацию.

لا تُدْرِكُهُ الأبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он – проницательный, сведущий!» (Сура 6:103)

Вся Вселенная, миллиарды событий во всех её уголках, протекающее с определённой закономерностью, гармония, соразмерность и красота, царящие в мире, говорят о том, что Творец и Хозяин миров есть, и Он – Един, во всем проявляется воля и мощь Единого Творца. У Него нет сотоварищей и Он – Абсолютный Господин всего сущего.

Человек …

Человек, высшее создание Аллаха, занимает особое место в иерархии Его творений. Аллах выбрал человека своим наместником на земле, наделил его разумом и свободой воли. Тем самым человеку дана возможность выбора своего жизненного пути, объекта поклонения.

إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ إِمَّا شَاكِرًا وَإِمَّا كَفُورًا

«Мы указали ему (человеку) путь либо благодарным, либо неблагодарным» (Сура 76:3)

От поклонения человека Аллах ничего не приобретает, от непокорности человека – ничего не теряет. Поклонение Всевышнему Творцу является величайшая выгода для самого человека.

Поклоняться Аллаху – значит выполнять все Его указания, остерегаться запрещенного Им. Если только человек будет уклоняться от повелений Аллаха, как в личной, так и в общественной жизни, это отрицательно скажется на его судьбе и судьбе общества. Все пороки, недостатки, несчастья, наблюдаемые сегодня по всему миру, являются следствием отступления от законов, предписанных человеку Аллахом.

Человек – раб божий, созданный Аллахом, кормящийся от Него, умерщвляемый Им.

Рабство – слово, которое вызывает неприятие, как нечто позорное, унизительное, недостойное. И действительно, это так и есть. Но лишь в том случае, когда человек по своей воле становится рабом сотворенных им вещей (рабом другого человека, рабом материальных богатств, рабом собственных страстей).

Но когда человек выступает только как раб Аллаха, покорным Ему, следующим Его заветам – такой человек непременно вызывает уважение окружающих, приобретает благородство, силу духа, спокойную уверенность в жизни.

Человек может отрицать Бога, веру, истину, но при всем этом он не может избавиться от такого свойства души, которое требует поклонение чему-либо. В нем генетически заложен адресат поклонения – это Единый Творец. Если человек правильно реализует то, что в нем заложено, направляет своё поклонение в нужном направлении, то он приобретает истинную свободу и входит в число тех, кто выполняет миссию, возложенную на него Аллахом.

Но очень часто человек впадает в заблуждение и начинает поклоняться сотворенным вещам, придуманным идеям, надуманным божествам и становиться язычником (идолопоклонником).

В качестве идолов могут выступать не только каменные и деревянные скульптуры, изображающие различных людей и животных, но и теория коммунизма, и наука, и партии, и вожди, и святые шейхи, и культура, и искусство, и собственные страсти.

А в чем же должно проявляться поклонение Аллаху, как оно выглядит?

Многие под поклонением Аллаху понимают соблюдение поста, чтение аятов и сур Корана, чтение мавлидов, проведение коллективных дуа, перебирание четок и т.д.

Простым людям кажется, что человек, который посвятил всё своё время вышеперечисленной деятельности (забросив работу, домашнее хозяйство, нужды семьи) и есть настоящий мусульманин. Пользуются большим уважением среди невежественных обывателей те люди, которые называют себя знатоками, муллами, читают Коран над покойниками (за деньги), пишут амулеты, как шаманы заклинания, не вдаваясь в смыслы, набирают избыточный вес от частого хождения по мавлидам.

Благодаря их стараниям, складывается впечатление, что степень благочестия и богобоязненности определяется количеством проводимых молитв. Это расхожее мнение, преподносимое его приверженцами, и стало причиной того, что люди шарахаются Ислама. Оно же вызывает у них, особенно у молодежи, совершенно справедливое недоумение и настороженность. «Если я посвящу свою жизнь поклонению Аллаху, – думает молодой человек, – когда же тогда устраивать свою жизнь, обзаводиться семьёй, заниматься хозяйством?».

Это результат неправильного толкования сущности Ислама людям теми самыми муллами, которые предпочитают читать Коран покойникам и скрывать его содержание от живых. Это стало одной из причин того, что Коран перестал служить руководством в жизни мусульман и общества.

Создавая человека и назначая его наместником на земле, Аллах Сам издал законы установил нормы, охватывающие и регулирующие все стороны жизни человека: политическую, экономическую, социальную, правовую, моральную и т.д. Эти законы и предписания Аллах ниспослал людям через своих пророков, которых научил всем оттенкам правильного поведения в личной семейной и общественной жизни. Они были примером для людей.

И людям остаётся одно – следуя примеру пророков, изучать все законы и предписания Аллаха, которые посредством их были донесены Аллахом до умов людей, точно и неукоснительно исполнять их.

Пророк и Посланник Мухаммад (с.а.с.) – последний из пророков, посланный Аллахом, принесший человечеству полный и окончательный Ислам. И все законы и нормы Ислама заключены в Коране и Сунне пророка Мухаммада (с.а.с.). В связи с этим пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Я среди вас оставляю две вещи, если вы будете держаться их, то вы никогда не заблудитесь – Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка».

Если человек в своих действиях будет руководствоваться законами Аллаха, строго будет соблюдать границы дозволенного и запретного, указанные Аллахом, то он будет идти по верному пути.

Отношение к жизни

Исходя всё из того же неправильного понимания Ислама, многие молодые люди думают так: «Пока есть возможность, буду пользоваться всеми наслаждениями жизни, а в старости, когда ими уже не смогу пользоваться, займусь намазом, постом, перебиранием четок…».

Какая наивность!

Во-первых, откуда такая уверенность, что жизнь не прервётся в молодом возрасте?

Во-вторых, кто запретил нам наслаждаться благами этого мира? Наслаждайтесь! Но в рамках законов Аллаха и в соответствии с путями, указанными Им.

قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِيَ لِلَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ (٣٢) قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالإثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَنْ تُشْرِكُوا بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَنْ تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لا تَعْلَمُونَ (٣٣)

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого …» (сура 7: 32-33)

Многочисленные притчи, которые любят приводить некоторые «знатоки» Ислама, где говорится, что этот мир и грядущий мир нельзя совместить, и что если ухватишься за один из них, непременно упустишь другой – явное противоречие духу и сути Ислама.

Наоборот надо уделять внимание обоим мирам. Впрячь их в одно ярмо и извлекать максимальную пользу от каждого.

В Коране говорится:

وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الآخِرَةَ وَلا تَنْسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (сура 28:77)

(هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأرْضَ ذَلُولا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ (١٥

«Он, Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» (сура 67:15)

И в заключении...

«Ля иляха илля-ллах, Мухаммаду-ррасулю-ллах» отличает верующего от неверующего.

«Ля иляха илля-ллах» означает, что нет божества коме Аллаха, что мы глубоко признаём то, что правление и власть принадлежит только Аллаху. Только Он вправе быть законодателем и устанавливать нормы и правила, регулирующие жизнь человека на земле. Из этого следует, что для мусульманина все законы, придуманные человеком и внедренные в общественную жизнь, не представляют никакой ценности и не имеют смысла. Все философские концепции и теории, руководствуясь которыми, стараются построить человеческое общество, в конечном итоге приводят к раху.

«Ля иляха илля-ллах» означает, что мы должны соблюдать те границы дозволенного и запретного, которые Он для нас определил.

Каждый мусульманин может измерить самого себя словами «Ля иляха илля-ллах» и при этом может обнаружить в своих деяниях много поступков, несовместимых с этими словами. Каждый из нас может припомнить случаи, когда он говорил неправду, испугался власть имущих, поддался гневу, совершил поступок, продиктованный чем угодно, только не законами Аллаха.

Формально мы признаём власть Аллаха, Его мудрость и могущество, а в практической жизни часто действуем наперекор Его предначертаний. Если мы неодобряем правила и обычаи, идущие вразрез с Исламом, то и не противимся им.

«Ля иляха илля-ллах» означает, что мы твердо убеждены, что Коран (Книга Аллаха) и Сунна (путь пророка Мухаммада (с.а.с.)) – единственная основа и руководство для построения процветающего, счастливого человеческого общества.

Абу Карим