Шавваль – десятый месяц мусульманского лунного календаря. Первого числа этого месяца празднуется праздник Ид аль-Фитр или же «Праздник разговения» (у нас этот праздничный день известен больше под названием «Рамазан-Байрам» или «Ураза-байрам»), который знаменует собой окончание поста в месяце Рамадан.

 

После праздника мусульманам желательно соблюдать дополнительный шестидневный пост месяца Шавваля. Человек, который соблюдал пост в месяц Рамадан и шестидневный пост в месяце Шавваль, может считать, что постился целый год. В день праздника Ид аль-Фитр пост категорически запрещен. Тот, кто каждый год, регулярно, держит пост эти шесть дней, приобретает благость, как будто провел всю свою жизнь в посте. Истинное значение шестидневного поста в месяц Шавваль знает лишь Всевышний Аллах. Люди могут лишь предполагать. По предположению некоторых ученых, благость этого дополнительного поста заключена в следующем:

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

مَنْ جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (6:160).

Значит один день поста за десять! Следовательно, за тридцатидневный пост в месяц Рамадан будет дана благость как за десятимесячный пост! А за шестидневный пост в месяц Шавваль – как за шестидесятидневный пост, т.е. два месяца! Таким образом, проведя в посте шесть дней Шавваля после того, как мусульманин провел в посте весь месяц Рамадан, он получил благость как за посты, соблюдаемые в течение десяти месяцев от Рамадана и еще двух от Шавваля – т.е., как за один целый год.

Нет абсолютной необходимости начинать добровольный пост в шесть дней Шавваля сразу же после окончания Ид-аль-Фитр. Поститься можно в любые шесть дней Шавваля. Также не требуется соблюдать пост в течение шести дней последовательно и непрерывно. Можно поститься в любое время месяца, когда это будет удобно. Некоторые ученые рекомендуют начинать этот пост сразу же на следующий день после праздника, и поститься шесть дней подряд. То есть, закончить этот дополнительный пост седьмым днем месяца Шавваль.

Именно такая последовательность, говорят они, показывает, что этот шестидневный пост связан с месяцем Рамадан. Мусульманин не должен откладывать на более поздний срок совершение одобряемого действия.

Ибо сказано в Священном Коране:

وَيُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَأُولَئِكَ مِنَ الصَّالِحِينَ

«…Oни cпeшaт дpyг пepeд дpyгoм в coвepшeнии блaгoгo; oни – пpaвeдники» (3:114).

По мнению других ученых, лучше всего соблюдать этот пост по два дня в каждые десять дней месяца Шавваль. И вследствие того, что мусульманин намеревается соблюдать пост в каждые десять дней этого месяца, то и вознаграждений ожидается больше. Они считают: раз благости ниспосылаются за каждый час поклонения, то и поститься раздельно в каждую декаду месяца Шавваль предпочтительнее. Аллах знает лучше!

Оба приведенных выше мнения основываются на достоверных и авторитетных источниках Фикха. Различие в их определениях, следовательно, являются различиями в толковании. Поскольку нигде в данных источниках не содержится явных определений того, что пост Шавваля необходимо начинать сразу же после Ид-аль-Фитр или, что он должен соблюдаться в течение шести последовательных дней, основывающиеся на них суждения не должны быть категоричными. Поэтому тот, кто постится последовательно или с перерывами, выполняет требования должным образом и получает равноценное вознаграждение.

Ниже следуют хадисы по этому поводу:

1 – От Абу Аййуба аль-Ансарий (р.а.) что Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тот, кто постится месяц Рамадан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года». Далее Абу Аййуб говорит: «Я спросил у Посланника Аллаха (с.а.с.), – за день поста воздается десятикратно?». В ответ он сказал: «Конечно!» (передал Муслим (2758), Абу Дауд, Ахмад, ат-Тирмизи, ибн Маджа, ибн Хиббан, ад-Дарими. Так же этот хадис передал аль-Баззар (1060) от Абу Хурайры (р.а.)).

2 – Передается от Саубана, что Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тот, кто постится месяц Рамадан, приобретает благость равносильную посту в десять месяцев, а тот, кто постится шесть дней Шавваля, приобретает благость равносильную посту двух месяцев, таким образом, он проводит в посте весь год», ан-Насаий (2873) в книге ас-Сунан аль-Кубра. Так же его передали ибн Маджа, Ахмад, ад-Дарими, ибн Хиббан, аль-Байхакъый. Ибн Маджа (1715) передал следующим содержанием: «Тот, кто после праздника Ид аль-Фитр проведет в посте шесть дней, считается, что он провел весь год в посте. Тот, кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние», цепочка хадиса достоверна. Указания данных текстов полностью понятны. О рекомендации держать шестидневный пост месяца Шавваля говорили аш-Шафии, Ахмад, Дауд, то же самое передается от аш-Шаъбий, Маймуна ибн Махрана.

В противоположность их мнению Абу Ханифа и Малик посчитали, что шестидневный пост в месяц Шавваль макрух (нежелателен). Бурхануддин Маза в книге «аль-Мухит аль-Бурханий» говорит следующее: «Держать шестидневный пост в месяц Шавваль по мнению Абу Ханифы макрух (нежелательно) без разницы последовательно или с перерывами. Абу Юсуф говорит: «Они порицали (видели макрухом) когда после Рамадана, держался еще пост, опасаясь, что его могут отнести к обязательному (фарду) виду поста»».

Передается от Малика следующее: «Я никого не видел из обладателей знаний и фикха, кто бы держал пост в дни месяца Шавваля. До меня не дошло об этом сообщений ни от одного из предшественников». Он так же говорил: «Обладатели знания видят нежелательным (макрух) держать этот вид поста, и опасаются нововведения в этом. А именно они опасаются, что к месяцу Рамадан будет причислено то, что к нему не относится, если невежественные и черствые люди увидят как обладатели знания, дозволяют этот вид поста, а так же обнаружат, как последние поступают соответственно».

По большому счету слова Малика и Абу Ханифы указывают на то, что положение нежелательности (макрух) связанное с шестидневным постом адресованы к невеждам, которые не различают обязательный от желательного вида постов.

Передается от Абу Юсуфа следующее: «Я считаю макрухом, если пост держится последовательно и непрерывно, а если он продержался с перерывами в разные дни, то в этом ничего нет предосудительного». Некоторые ученые говорят: «Знающему ученому человеку необходимо держать этот пост скрыто, а невежд – удерживать от этого». Аль-Хильвани в комментариях к книге о посте упоминал о нежелательности шестидневного поста. В другой версии этой книги говорится, что нежелательность относится к тому положению, когда происходит присоединение поста к месяцу Рамадан, а в том случае если мусульманин после праздника на протяжении нескольких дней будет разговляться, а уже после этого начнет держать пост, то в этом нет макруха, наоборот это рекомендовано.

Аль-Хаким аш-Шахид в книге «аль-Мунтака» говорит: «Я обнаружил от Хасана, что он не видел ничего предосудительного в том, чтобы мусульманин держал шестидневный пост месяца Шавваля последовательно и непрерывно после праздника разговения». Он так же говорил: «Достаточно праздника разговения разделяющего между шестидневным постом и постом в месяце Рамадан». В общем, последующие поколения ученых так же не видели в этом ничего предосудительного, единственно они разошлись во мнениях между собой относительно вопроса, что лучше держать пост последовательно и непрерывность, или продержать пост в разные дни месяца Шавваля. Аль-Кудури сказал: «Порицание приводится в отношении непрерывного поста, это когда мусульманин держит пост без разговения. Мнение аш-Шахида относительно непрерывного поста сводится к тому, что если мусульманин разговлялся в запретные дни для поста, то в этом нет ничего предосудительного». Он говорил: «За порицанием связанным с постом необходимо понимать проведение в посте всех дней без разговения, продержав пост, в том числе и в запретные дни для этого..».

Имам ибн Наджим в книге «аль-Бахр ар-раикъ шарх канз ад-дакъаикъ» сказал следующее: «Так же сюда относится шестидневный пост в месяц Шавваль по мнению Абу Ханифы, без разницы последовательно ли они продержались или в разные дни, как сообщает Абу Юсуф, и это нежелательно, если пост продержался последовательно, а если с перерывами в разные дни, то в этом нет ничего предосудительного. Однако уже поздние поколения ученых, в общем, ничего предосудительного не видели в этом виде поста». В книгах по мазхабам много об этом приводится и тот, кто желает познать больше может обратиться к ним, но в данном материале нахожу это достаточным.

Действительно удивительно видеть как два больших имама, такие как Абу Ханифа и имам Малик посчитали шестидневный пост в месяц Шавваль нежелательным, невзирая на тексты открытого содержания, с однозначным указанием на рекомендацию этого вида поста. То, что сказал имам Малик в книге «Муватта», говоря, что он никого не видел из обладателей знаний и фикха держащего этот вид поста и то, что он сказал относительно невежд, о существовании вероятности того, что они могут причислить к месяцу Рамадан, то, что к нему не относится. То, что сказали Абу Ханифа и Малик про нежелательность (макрух) шестидневного поста, опираясь на довод, что люди могут подумать об обязанности (фард) соблюдения этого. Все эти мнения приводятся в противоположность текстам шариата, и, следовательно, на них не стоит обращать внимания. Это слабые мнения и дать им опровержение не составит особого труда. Поэтому, не стоит на это приводить более доказательств и пусть Аллах простит эти двум великим имамам.


Используемый материал:

* «Сборник законов поста» Абу Ияс Махмуд ибн Абдуллятыф ибн Махмуд (Увайда)

* http://sharee3a.com/vb/showthread.php?t=4913

Муслим