3 – БЕСПЕЧНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕМИНУЕМОСТИ СМЕРТИ И СУДНОГО ДНЯ.
Смерть – потеет лоб, слышится стон и хрип, охлаждаются органы, человека постепенно охватывает смертельная агония. То, как смерть забирает душу подобно тому, как серп (коса) скашивает траву. Если душа будет праведной, обрадуется в тот час, и будет пребывать в радости: «несите меня вперед…несите меня вперед», а если будет другой, воскликнет в тот час: «горе мне, куда направляетесь со мной».
Это день открытия покрывала, ясным становится мутное и очевидным становится тайное. Тогда увидит «беспечный» собственными глазами то, относительно чего пребывал в беспечности, был отвлеченным и упустил из виду. Сказал Всевышний:
لَقَدْ كُنْتَ فِي غَفْلَةٍ مِنْ هَذَا فَكَشَفْنَا عَنْكَ غِطَاءَكَ فَبَصَرُكَ الْيَوْمَ حَدِيدٌ
«Ты был беспечен к этому, но Мы сорвали с тебя твое покрывало, и острым является сегодня твой взор» (50:22)
Вспоминание о смерти пробуждает в душе стремление подготовки, действий, труда ради Господа. Потому что знающий и бдительный знает, что смерть является конечным пунктом и невозможно потом что-то изменить. И спешит запастись до того, как его застигнет врасплох этот день. Сегодня труд и нет отчета, а завтра отчет и нет труда.
Говорит Шугба бин аль-Хаджадж: «Не сидите незанятыми, ибо смерть требует, желает вас». Таким является состояние бдительных всегда.
Спросил один царь ученого: «Почему мы боимся смерти?...» и ответил ученый: «Потому что вы разрушили свою Последнюю жизнь и строите свою мирскую жизнь. И не хотите переходить из построенного в развалины». И сказал верно.
Аллах стучится в эти безразличные, введенные в обман сердца, которые ожидает ужас. Аллах раскрывает эту ужасную действительность и уверяет огромным уверением, говоря:
كَلا سَوْفَ تَعْلَمُونَ (٣)ثُمَّ كَلا سَوْفَ تَعْلَمُونَ (٤)كَلا لَوْ تَعْلَمُونَ عِلْمَ الْيَقِينِ
«Но нет! Скоро вы узнаете! Еще раз нет! Скоро вы узнаете! Но нет! Если бы вы только обладали убедительным знанием!», (102:3-5)
Да, это убедительное знание, в котором нет сомнения и непризнания. Подобные великие аяты наполняют живое сердце заботой о Последней жизни вместо занятия пустяками и глупостями мирской жизни с ее мелочами, которые радостно встречают незанятые и бегут к ним беспечные.
Да, из причин пребывания в беспечности является забывание дня страшного Суда, дня прибытия в Огонь, дня скольжения ног, и не будет слышатся в тот день голос, за исключением голоса: «О, Аллах спаси, спаси».
Подобно тому, как Аллах сделал для всякого недуга лекарство и для всякой болезни лечение, то и для беспечности существует лечение с помощью Аллаха и его содействия. Из важнейших средств ее устранения и отражения от себя (нафс) являются: