ПРИЧИНЫ БЕСПЕЧНОСТИ (ГАФЛЯТ)
1 – ВОСХИЩЕНИЕ, ИСКУШЕНИЕ МИРСКОЙ ЖИЗНЬЮ И ОТВЛЕЧЕННОСТЬ, ЗАНЯТОСТЬ ЕЕ ЖЕЛАНИЯМИ.
Внушают страх слова Всемогущего и Великого Аллаха в Коране, о том, что большинство людей являются беспечными (гафилюн), как сказал Всевышний:
وَعْدَ اللَّهِ لا يُخْلِفُ اللَّهُ وَعْدَهُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لا يَعْلَمُونَ (٦)يَعْلَمُونَ ظَاهِرًا مِنَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ عَنِ الآخِرَةِ هُمْ غَافِلُونَ
«Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает Своего обещания, однако большинство людей не знают этого. Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни» (30:6-7).
Шейх Абдурахман Ас-Саади в отношении слов Всевышнего Аллаха «однако большинство людей не знают этого», сказал: «Обращены их сердца и желания к мирской жизни и ее страстям, то есть: абсолютно все их стремления, мысли и цели связаны только с временной и бренной мирской жизнью. Трудятся ради нее и добиваются ее приобретения и являются беспечными относительно Последней жизни – то есть не думают, абсолютно, о Последней жизни; не имеют стремления, желания и цели ради Последней жизни. Не желают страстно Рая, и не боятся Огня и присутствия перед Аллахом и встречи с Ним. Это является признаком несчастья и знаком беспечности».
Итак, самой большой причиной беспечности, даже, скорее, корнем ее возникновения, является любовь к мирской жизни (дунъя) и занятость ее приобретением, восхищение, искушение ее страстями и ее развлечениями.
Следует отметить, что Ислам не запрещает любить блага этой жизни. Он побуждает уделять делу Последней жизни больше сил, труда и стремления, нежели делу этой – Ближней жизни. Ближняя жизнь является временной, а Последняя – вечная. И если мусульманин копит богатство и блага, только для того чтобы стать богатым и значимым – это и есть дело ближней жизни и это порицаемо.
Однако Ислам побуждает к богатству, и нет ничего плохого, если мусульманин будет самым богатым в мире. Похвальным является то богатство, которое, обеспечивая человеку достаточность для жизни, расходуется на пути Аллаха, на пути претворения и распространения Ислама, распространения религиозных знаний. Т.е. расходуется и жертвуется на дела, указанные и рекомендуемые Аллахом Всевышним.
И как сказал Пророк (с.а.с.): «Будь подобно путнику в мирской жизни». И как путник, когда выходит в путь, берет только то, что ему понадобится в пути, рабу Аллаха – мусульманину, тоже нужно быть таким и обязательно взять из этой Ближней жизни то, что пригодится в Судный день и определит нас в Последней.
Стремление человека к приобретению украшения мирской жизни и занятость ею вызывает в сердце привязанность к ней в чрезмерном виде, мысли переходят в размышление о мирской жизни и из сердца исчезает желание работать ради Последней жизни. Украшение мирской жизни нравится для заглядывающихся на нее и околдовывает их сердца. Их сердца становятся небрежными, беспечными относительно поминания Аллаха. Они поддаются в чрезмерном виде наслаждениям и желаниям, теряют свое время и проявляют упущение относительно своего самого важного дела и терпят огромный убыток – убыток относительно своей Последней жизни.
Поэтому, защитил Всемогущий и Великий Аллах Своего Пророка (с.а.с.) и ответивших ему из его Уммы, защитил их от этого опасного падения – то есть восхищения, искушения этой мирской жизнью (дунъя).
И сказал Всевышний: