Как вы считаете, почему в мире так много бедных? Почему даже в странах, которые считаются богатыми, большое количество нищих? Почему в наш развитый 21-й век, еще есть места на Земле, где люди умирают от голода? Почему кто-то может себе позволить слетать в туристическую поездку в космос, а кто-то собирает по копейкам на операцию для больного ребенка. Как вы думаете, в чем проблема?
Капиталистическая экономика ответит на этот вопрос так: просто людей слишком много, и ресурсов на всех катастрофически не хватает. Как было как-то сказано: «Всего мало, а всех много: всего на всех не хватает».
Вас убеждает? Меня — нет! И что самое главное, никакие социальные программы, никакая смена власти эту проблему не решит, пока политика, экономика и вообще все жизненно-важные сферы будут строиться по законам капитализма.
Эта ситуация похожа на ситуацию в семье. Отец, видя, что кому-то из домочадцев не хватает еды, старается заработать больше, чтобы принести в дом больше еды. Он приносит все больше и больше, но каждый раз кто-то остается голодным. Однажды он решил посмотреть на то, что происходит за столом. Тогда-то он только увидел и, наконец, понял, что проблема заключалась не в том, что еды было мало, а в том, что он не удосужился справедливо распределить все это среди своих детей. Оказывается всю еду забирал старший и самый сильный.
Что же предлагает нам Ислам. Исламская экономика категорически отрицает то, что Создатель создал миллиарды людей и не дал им возможности нормально существовать: питаться, одеваться, лечится. Нет, ресурсов Земли хватит на всех! Но проблема в том, как эти ресурсы распределить так, чтобы не было нищих, бедных, голодающих, бездомных. Чтобы хватило всем! Именно это — основная проблема, которую ставит перед собой исламская экономика. Именно на решение этих вопросов направлены все законы экономической сферы. Сегодня мы рассмотрим один из таких инструментов — наличие общественной собственности.
Общественная собственность — это достояние, которое Законодатель сделал собственностью всех мусульман и разрешил всем индивидам пользоваться им.
Это достояние представлено в следующих трех главных видах:
1. Все общественные объекты, без которых общество не может обойтись в своей повседневной жизни.
2. Достояние, природное свойство которого не позволяет индивидам обладать им на правах собственности.
3. Крупные месторождения полезных ископаемых.
Сама общественная собственность, доходы от ее использования принадлежат всем мусульманам. Также как и расходы на содержание и использование несет общество в целом.
Первый вид общественной собственности
Это все общественные объекты, без которых люди не могут обойтись в своей повседневной жизни.
Это правило выведено на основе хадиса Пророка: «Мусульмане являются совладельцами в трех вещах: в воде, огне и пастбищах». Хотя в хадисе упоминается только три вещи, мы можем использовать кийас (аналогию) и расширить это доказательство для охвата всех необходимых объектов общественного пользования. Таким образом, источники воды, леса и все виды топлива, пастбища для скота и тому подобное — все это является объектами общественного пользования, также как и нефтяные месторождения, электростанции, озера, каналы, заливы, проливы, плотины и т.п.
Ислам запретил кому бы то ни было присваивать любую часть этого, запретил препятствовать использованию ее всеми мусульманами, поскольку это их законное право.
Здесь можно сделать одно замечание. Когда существует нужда общества в том или ином объекте, то он однозначно является общественной собственностью, и не разрешается отдавать его в частную собственность. Но в том случае, если общество не нуждается в этом, то оно может быть частной собственностью, и таким образом индивидам будет позволено обладать этим на правах собственности. Нужда общества определяется следующим образом: если люди не могут обойтись без этого в своей ежедневной жизни, и если этого не будет, то они будут вынуждены искать это где-то. Например, во многих крымских селах существует проблема с пастбищами, так как земли розданы в частную собственность и стали недоступными для того, чтобы пасти там домашний скот. Пастухам приходится гнать животных далеко, в поисках подходящих мест. Так вот, согласно норм Ислама, если пастбища необходимы людям, то их запрещено отдавать в частную собственность. Если же земель достаточно, то часть пастбищ можно передать в частные руки.
К общественной собственности также относятся все средства, используемые в обслуживании объектов общественной собственности. Таким образом, техника, используемая для выкачивания общественной воды из родников, скважин, рек и озер, а также то, что перекачивает эту воду, и трубопроводы, посредством которых снабжают водой здания людей, также является общественной собственностью. Потому что вода, которую они выкачивают, являются общественной собственностью. Аналогично этому техника, вырабатывающая электричество на общественных водопадах, образованных на каналах и реках, электростанции, столбы, кабеля являются общественной собственностью, потому что эта техника вырабатывает электричество на достоянии общественной собственности.
Второй вид общественной собственности
Этот вид общественной собственности, аналогичен первому виду, однако природные свойства этих объектов не позволяют индивидам обладать им на правах частной собственности. Поэтому моря, реки, озера, океаны, заливы, проливы, большие стратегические каналы, общественные парки и мечети являются общественной собственностью для всех граждан. К этому виду общественной собственности имеют отношения крупные автомобильные и железные дороги, трамвайные и троллейбусные линии, метро и т.д.
Третий вид общественной собственности
Это месторождения разнообразных минералов и металлов, которые существуют в больших неограниченных количествах. Что касается месторождений с незначительным количеством полезных ископаемых, то индивидуумам разрешено обладать ими на правах собственности, так как они не представляют особого интереса для всего общества. Что касается крупных месторождений полезных ископаемых, то они являются общественной собственностью, принадлежащей всем мусульманам, и не позволяется, чтобы это стало частной собственностью. Точно так же не позволяется частным лицам или компаниям добывать их для своей собственной пользы. Это должно оставаться собственностью, принадлежащей всем мусульманам, и государство от имени всех мусульман должно выполнять их добычу, очистку, плавку и продажу, помещая полученные из этого доходы в байт-уль-мал1 и расходуя на все общество. Эта добыча производится непосредственно государством, используя технику и заводы, принадлежащие государству или являющиеся общественной собственностью.
Использование достояния общественной собственности и его доходов
Поскольку достояние общественной собственности и его доходы принадлежат всем мусульманам, то каждый гражданин имеет право пользоваться ею, независимо от пола, возраста, праведности и порочности.
Предметы общественной собственности не одинаковы в способе их использования. Некоторые из них легки в использовании непосредственно для человека или посредством его техники, а другие нет.
Что касается первой категории, как вода, пастбище, огонь, дороги общего пользования, моря, реки, океаны, озера и большие каналы, то человек может пользоваться этим самостоятельно.
Он может сам устанавливать насосы на больших реках, чтобы орошать свою плантацию и деревья, если в реке достаточно воды для всех людей, и их установка не вредит никому из мусульман. Точно также, каждый человек может пользоваться общественной дорогой, морем, рекой и общими каналами.
Что касается второй категории достояния общественной собственности, добыча и использование которых требуют приложения большого труда, подобно нефтепродуктам, газу и полезным ископаемым, то государство является добывающим и контролирующим их от имени мусульман, и помещающим их доходы в байт-уль-мал мусульман.
Доходы от общественной собственности распределяются следующим образом:
1. Расходование на то, что связано с общественной собственностью:
а) Расходы на контроль, учет и распределение средств общественной собственности.
б) Расходы на изучение и исследование месторождений полезных ископаемых, геологические изыскания и т.д.
в) Расходы на добычу и переработку полезных ископаемых, содержание и использование объектов и т.д.
Все эти расходы связаны с общественной собственностью, ее администрацией, разработкой и использованием исходящей из нее выгоды. Таким образом, расходы на эти цели осуществляется из доходов общественной собственности.
2. Распределение среди граждан, которые являются владельцами этой общественной собственности. Правитель не ограничен в распределении доходов общественной собственности никаким определенным способом. Что-то он может бесплатно распределить среди людей, например воду, электричество, газ. Он может продавать это им по себестоимости или рыночной цене. Также он может распределять среди них деньги, полученные из прибыли общественной собственности. Во всем этом он следует тому, что он видит выгодным и полезным для народа. Единственное условие — пользу и доходы от общественной собственности должны иметь возможность получить абсолютно все граждане государства, а не отдельные частные лица и компании.
3. Обязанности государства в настоящее время стали огромными, соответственно, и расходы его увеличились. Общие доходы байт-уль-мал от установленных налогов, могут не покрыть все расходы на общественные нужды. Согласно Исламу, есть ряд расходов, которые, если у государства не хватает своих средств, ложатся на всех мусульман. Например, расходы на госаппарат, расходы на армию, жалованье государственных служащих, строительство дорог, школ, университетов, мечетей и больниц, то есть то, что является необходимым для уммы, без чего она не может обойтись и будет страдать в случае отсутствия этого. Также это расходование на бедных, нуждающихся, странников, сирот, вдов и инвалидов.
Каждая из этих областей расхода требует значительного источника доходов, чтобы покрыть их, правитель, при необходимости, может использовать часть общественной собственности, которая принадлежит всем мусульманам.
1 Байт-уль-мал — казна Исламского Государства.