وَلَيَالٍ عَشْرٍ ٢
«Клянусь десятью ночами!» (89:2).
Всевышний Аллах обособил некоторые месяцы, дни и ночи определенными превосходствами. По Его милости в них увеличивается награда и приумножается благодать для людей. Одни из этих дней являются первые десять благословенных дней месяца Зуль-Хиджа. Они начинаются с начала месяца, который, в свою очередь, начинается с видением нового месяца. Любой мусульманин, увидевший луну, свидетельствует об этом, и это известие распространяется по всей умме. С этого дня начинается месяц Зуль-Хиджа.
Превосходство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа являются:
– Всевышний Аллах поклялся ими и возвеличил их этой клятвой. Всевышний Аллах говорит:
وَالْفَجْرِ ١ وَلَيَالٍ عَشْرٍ ٢
«Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» (89:1–2).
Десять ночей означают десять первых дней месяца Зуль-Хиджа согласно толкованию большинства муфассиров.
– Это определенные дни, в которые Всевышний Аллах приказывает людям поминать Его. Аллах Свят Он и Велик говорит:
وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِنْ بَهِيمَةِ الأنْعَامِ
«…и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их…» (22:38). Большинство улемов сошлись на том, что это десять дней месяца Зуль-Хиджа.
– Это самые лучшие дни ближайшего мира. От Посланника Аллаха (с.а.с.) передается: «Лучшие дни этого ближайшего мира (т.е. дунья) — это десять дней (месяца Зуль-Хиджа)». Его спросили: «И нет равных им на пути Аллаха?» — «Нет, — ответил он, — кроме, как только человек, который (от длительной ходьбы на пути Аллаха) запачкал лицо пылью» (передал аль-Баззар и Ибн Хиббан, проверил аль-Албаний).
– В них день Арафа — день самого большого паломничества в Мекку «аль-Хадж аль-Акбар», день прощения грехов, день избавления от огня. И даже если бы в них был только день Арафа, то этого достаточно было бы для благодати.
– В них день жертвоприношения. Это лучшие дни года, как об этом сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Лучшие дни перед Всевышним Аллахом — это день жертвоприношения «Явм-ун-Нахри», а затем последующий за ним день «Явм-уль-Къарри» (передали Абу Дауд и ан-Насаий). «Явм-уль-Къарри» — это день, когда паломники останавливаются в Мине после освобождения от тавафа (обхода Каабы) и закалывания жертвенного животного.
– В них объединяются самые важные обряды поклонения. Аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «аль-Фатх» пишет: «По всей видимости, причиной отличительности месяца Зуль-Хиджа стало то, что в нем сливаются воедино самые значимые обряды поклонения: намаз, пост, милостыня (садака) и хадж. Такое не встретишь в другие месяцы».
– Это дни, которые Всевышний Аллах даровал Мусе, мир ему, чтобы он завершил свой сорокадневный срок. Как об этом Всевышний Аллах говорит:
وَوَاعَدْنَا مُوسَى ثَلاثِينَ لَيْلَةً وَأَتْمَمْنَاهَا بِعَشْرٍ فَتَمَّ مِيقَاتُ رَبِّهِ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً
«Мы определили Мусе тридцать ночей и добавили к ним еще десять, и поэтому срок его Господа составил сорок ночей» (7:142). Сообщается от Муджахида и Масрука, что мы (мусульмане) имеем больше прав на Мусу, мир ему, чем иудеи.
– Совершенное в эти дни деяние является самым любимым для Всевышнего Аллаха, чем в другие дни. Передал Абу Дауд в своем сборнике достоверных хадисов от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет дней, в которых совершенные праведные дела являлись бы более любимыми Аллахом, чем эти дни (десять дней Зуль-Хиджа)». Они (сподвижники) сказали: «О Посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?». Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха Всевышнего, кроме случая, когда человек выходит в путь (джихад) со своей душой и своим имуществом, а затем не возвращается с чем-то из этого».
– В эти дни приумножается награда за праведные деяния. От Абу Саида ибн Джубайра (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет лучших дней для Аллаха и нет более желаемых для Аллаха, Свят Он и Велик, деяний, совершенных в них, чем эти десять дней (Зуль-Хиджа). Так увеличьте в них слова тахлиля (ля иляха илля-Ллах), такбира (Аллаху акбар) и тахмида (альхамду ли-Ллах). Поистине, пост одного дня из них равен посту одного года, а награда за одно богоугодное дело увеличивается в семьсот раз». Это приводится в книге ученого аль-Мунзири «ат-Таргиб и ат-Тархиб». От Абу Хурайры (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет более любимых дней, в которых Аллах желал бы, чтобы поклонялись Ему, чем десять дней месяца Зуль-Хиджа. Пост каждого дня из них равен посту одного года. Каждая проведенная в молитвах ночь из них равна проведенной в молитве «ал-Ляйлат уль-Кадр» — ночи Предопределения» (передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи).
Благие дела, которые желательно совершать в эти дни: чистосердечное раскаянье, серьезная решительность на достижение все превосходств этих дней, совершение дополнительных добровольных намазов и соблюдение поста. Передал Ахмад, да смилуется над ним Аллах, что Посланник Аллаха (с.а.с.) держал пост девять первых дней месяца Зуль-Хиджа и десятый день Ашура, а также три дня каждого месяца. Имам ан-Нававий, да смилуется над ним Аллах, написал в своих книгах, что пост десяти дней месяца Зуль-Хиджа является весьма рекомендуемым делом. Также совершение хаджа (большого паломничества), умры (малого паломничества) и провождение времени в мечети с намерением и’тикаф, даже если это продлится один час. Также больше произносить слова такбира, тахлиля и тахмида. Передает аль-Бухари, что Ибн Омар и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, выходили на рынок в десять дней Зуль-Хиджа с возгласами Аллаху акбар и люди повторяли за ними. Все эти дни Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, возглашал такбиры в местности Мина после намаза, перед сном, в своей палатке, во время совещания и ходьбы. В целом, рекомендуется совершать благие деяния и стараться исполнить праздничный намаз и жертвоприношение.
Явм-уль-Арафа (Девятый день месяца Зуль-хиджа — день Арафа)
– Это лучший из дней. От Джабира, далее от Посланника Аллаха (с.а.с.) передается: «Лучший из дней — это день Арафа» (передал Ибн Хиббан). В другой версии от Джабира сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет лучше дня пред Аллахом, чем день Арафа. Аллах нисходит на небеса ближайшего мира и гордится обитателями земли перед обитателями неба». В другой версии говорится: «Воистину, Аллах гордится находящимися на Арафате людьми перед своими ангелами, говоря: «О, ангелы! Посмотрите на Моих рабов! Они пришли ко мне с растрепанными волосами и покрытые пылью!».
– Всевышний Аллах поклялся им в Священном Коране. Большинство толкователей Корана сошлись на том, что под зарей, упомянутой в аяте, имеется в виду заря дня Арафа.
– Это день завершения религии и милости. Передал Бухари по своей цепочке, что иудеи сказали Омару: «Вы читаете аят (Сегодня я завершил вашу религию…), который если бы был ниспослан нам, мы бы сделали этот день праздником». Омар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Поистине, я знаю когда он был ниспослан, где он был ниспослан, и где находился Посланник Аллаха (с.а.с.) во время его ниспослания. Поистине, он был ниспослан в день Арафа».
– Пост в этот день смывает грехи за два года. Пророк (с.а.с.) сказал: «За пост в день Арафа я ожидаю от Аллаха прощение грехов за прошлый и последующий года» (передал Муслим). Поэтому рекомендуется держать пост тому, кто не является паломником. Что касается паломника, то ему не следует держать пост, чтобы не ослабеть в исполнении обрядов хаджа и в поминании Всевышнего Аллаха.
– Это день искупления грехов и освобождения от наказания ада. От Аишы (р.а.) сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Нет ни одного дня, в котором Аллах так освобождает раба от огня, как в день Арафа. Поистине, Он в этот день близок к людям и гордится перед ангелами ими. Он спрашивает их, чего же они хотят?». Ибн Абдульбарра сказал: «Это свидетельствует о том, что Аллах — прощающий грехи людей. Поскольку Он гордится ошибающимися и грешащими творениями, но после их раскаянья и прощения».
– Это лучший день для молитвы. Пророк (с.а.с.) сказал: «Лучшая молитва (ду’а) — это молитва в день Арафа. Лучшее, что говорили я и предыдущие мне пророки — это слова «Нет божества, кроме Аллаха. Он Един и нет у Него сотоварищей» (передал Малики). От Али, да будет доволен им Аллах, сообщается, что чаще всего молитвой Пророка (с.а.с.) в день Арафа были следующие слова: «Господь, Тебе хвала, которую мы приносим, и лучшее из того, что поминаем. Господь, Тебе мой намаз, мои поклонения, моя жизнь и моя смерть. К тебе мои стремления, и Тебе, Господь мой, мое наследие. О Аллах! Прибегаю к тебе за защитой от наказания в могиле, самовнушений и разобщенности дела. О Аллах! Прибегаю к тебе за защитой от зла, которое Ты низведешь ветрами» (передал Тирмизи).
– Это день празднования. От Абу Амама передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «День Арафа и день закалывания жертвенного животного и дни ат-Ташрик (три дня, следующие за десятым Зуль-Хиджа) — наш праздник, о приверженцы Ислама! Это дни угощения (для принятия пищи и питья)» (передал Абу Дауд).
Лайали Ашар — десять первых дней Зуль-Хиджа, для тех, кто не поехал в хадж — возможность заработать вознаграждение за пост в эти десять дней.
После дня Арафа паломники режут жертвенное животное и следующие три дня месяца Зуль-Хиджа — праздник.
Праздник начинается с праздничного намаза и в течение трех дней надо зарезать жертвенное животное. Животное, зарезанное в другое время, не является праздничным жертвенным животным и вознаграждение за него совершенно другое. Также в праздничные дни пост не держится.
Журнал «аль-Ваъй» №275 (декабрь, 2009)