Не проходит и день без того, чтобы мир не испытывал крайнюю потребность в преобразовании. Цена отсталости, которую мир платит кровью, имуществом и безопасностью людей, жутко высока. Зло продолжает господствовать и возрастать. Во всех уголках земного шара бытует несправедливость, оккупация, гнет, коррупция, бедность и порабощение слабых. Человечество на краю пропасти в ожидании спасения. Каждый человек, вне зависимости от территориальной границы и этноса, ощущает нужду и беспокойство под игом деспотизма сегодняшней системы правления. Необходима новая модель для жизни и претворения государственного уровня...
Все чаще в обществах и СМИ речь заходит об Исламе. О его системе правления — Халифате. И наряду с этим можно услышать со стороны различных западных и прозападных, так называемых, экспертов и аналитиков, что призыв к Исламу — это борьба против неверных и стремление их уничтожить, поднимаются тематики джихада как концепции священной войны, целью которой ставится уничтожение всех неверных. И как следствие всей этой лживой пропаганды, — образ мусульманина представляется неким антигуманным фундаментальным экстремистом, который пропитан ненавистью к немусульманам.
Давайте обратимся к деятельности Пророка Мухаммада (с.а.с), через Которого Всевышний ниспослал Ислам. Метод Посланника (с.а.с) в призыве к Исламу — пример для всех поколений мусульман. Благородный Посланник (с.а.с) начал призывать к вере в Аллаха в народе, который был скован оковами невежества и фанатизма (кровной мести), распутства и язычества. Невзирая на это, своей целью он ставил призыв всего человечества к Исламу. Поэтому его проблема не ограничивалась территориальными границами родины, как и не сужалась рамками этноса или расы. Его призыв являлся мировым, даже если начинался на местном уровне. Его призыв был направлен к освобождению от первостепенной проблемы араба и неараба, белокожего и чернокожего. Всевышний Аллах в переводе Корана говорит:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا كَافَّةً لِلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لا يَعْلَمُونَ ٢٨
«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28).
Этот аят ярко показывает то, что Ислам является системой для человечества, выводящей его от поклонения людям к поклонению Господу людей.
Ислам допускает само наличие и существование людей иных вероисповеданий. В Коране говорится:
لا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ
«Нет принуждения в религии» (2:256).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ لِلَّهِ شُهَدَاءَ بِالْقِسْطِ وَلا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلا تَعْدِلُوا
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть к людям не подтолкнет вас к несправедливости (имеется в виду отношение к немусульманам)» (5:8).
Этим самым Ислам призывает проявлять толерантность (терпимость) к существованию людей других вероисповеданий и распространять призыв к Исламу и на них.
Обратимся к положению немусульман в сени Исламского государства. Немусульмане — проживающие на территориях Халифата или находящиеся с ним в мирном соглашении — считались членами исламского общества. И даже в завоеваниях, мусульмане не могли тронуть тех немусульман, которые не воевали на поле боя. От Рабаха ибн Раби’а сообщается, что во время одного из военных походов Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Скажите Халиду, чтобы не убивал стариков, женщин и работников!». Пророк Мухамад (мир ему) сказал: «Кто оскорбил зиммийя, тот оскорбил меня, а кто оскорбил меня, тот оскорбил Аллаха, кто притеснил его или попрал его права, или возложил на него то, что свыше его сил, или взял у него что-либо без его сердечного согласия, то я буду выступать против того обвинителем в день Суда».
Также Умар Ибн ал-Хаттаб наказал своего валия в Египте Амра Ибн аль-Аса и его сына за то, что неправомерно побили копта, сказав им: «Как вы можете порабощать людей тогда, когда мать родила их свободными?». А когда приблизилась кончина Умара ибн Хаттаба, он завещал халифу после себя хорошо относиться к людям ахль-зимма (немусульмане граждане исламского государства) и сказал: «Я завещаю халифу после меня, обходиться хорошо с ахль-зимма и выполнять обещания, данные им, воевать на их стороне (т.е. защищать их) и не поручать им то, что им не под силу».
Ибн ‘Аббас рассказывал: «Когда иудей по имени Фанхас сказал, что Аллах нищий, а они богатые, Абу Бакр ударил его по лицу и сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, если бы не тот договор, который между нами, я обязательно отрубил бы тебе голову, о, враг Аллаха!».
Так авторитетнейший андалузский правовед Ибн Хазм писал: «Если в наши страны вторглись враги, пришедшие воевать исключительно с ахль-зимма, мы обязаны сражаться и погибнуть за них, охраняя того, кто находиться под покровительством Всевышнего Аллаха и покровительством Его Посланника (мир ему)».
Известный маликитский правовед Шихаб-уд-Дин аль-Кирафи в своей книге «Различия» писал также: «Договор аз-Зимма накладывает на нас обязанности по отношению к ним, в силу того, что они находятся под нашей защитой, охраной, нашим покровительством и покровительством Всевышнего Аллаха, Его Посланника и Ислама. Кто проявляет к ним агрессию (даже если она выражена бранным словом или злословием в адрес кого-либо из них, или иным другим видом оскорбления), или оказывает этому пособничество, тот нарушает покровительство Аллаха, покровительство Его посланника (мир ему) и покровительство Ислама».
Как пишет академик В. В. Бартольд: «Христиане пользовались под властью Ислама гораздо большей религиозной свободой, чем под властью византийского императора; преследуемые в Византии еретические иерархи находили убежище в городах Халифата. Даже христианские паломники из Европы находили в мусульманском мире больше безопасности для своей жизни и имущества, чем у себя на родине».
Коран и Сунна, действия праведных халифов, высказывания ученых говорят о наличии немусульман в сени Халифата и исламского общества. И этого достаточно для того, чтобы понять, что призыв к Исламу — это борьба не против неверных, а против систем неверия, что Халифат — идеальная модель правления не для определённой территории и нации, а для всего мира и человечества, показывая в претворении всю справедливость шариатских законов в отношении как мусульман, так и немусульман. И таким образом, законодательство от Всевышнего освобождает и немусульман от гнета и несправедливости человеческих систем и правлений. В сени Халифата люди были защищены от голода, бедности и недобросовестных действий, когда дозор стоял и днем и ночью, когда пособия доходили до каждого дома. Даже те, кто налагаются подушным налогом (джизья) за то, чтобы государство защищало их честь и души, живя под покровительством у мусульман, выплачивали по возможности, а не под принуждением и гнетом.
Ислам — единственная милость для миров, имевшая практическое претворение на протяжении долгих столетий, где ему удалось превратить рабов в свободных, простых людей — в лидеров, врагов — в братьев, а народности и этносы в наилучшую нацию. Благодаря претворению Ислама люди смогли освободиться от невежества (безграмотности), бедности, рабства, межэтнических распрей, страха, посягательств на честь и имущества, как и сохранить свое вероисповедание (религию), вплоть до того, что никто из христиан, иудеев или язычников, живших под сенью Ислама, не принуждался к отречению от своей религии. Такого успеха не удавалось достигнуть и не достигнуть нигде, кроме, как только в сени Ислама. Это не фанатизм. Это было. И сегодня это возможно осуществить для того, чтобы обеспечить миру благополучие, безопасность, стабильность и успех.
Салиева М.