Сегодня мы продолжим разговор о временах намазов, и темой рассмотрения будет «Средняя молитва» — Аср намаз. К сожалению, довольствуясь графиками расписаний молитв, мало кто из мусульман в наши дни, включая и муаззинов, призывающих к молитве, способен определить времена пяти обязательных молитв в соответствии с Кораном и Сунной. Все же обладать данными знаниями — вопрос, который остается быть актуальным, несмотря на многочисленность календарей, и расхождений между ними.

Итак, послеобеденная молитва — аль-Аср.

От Джабира (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершайте послеобеденную (аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине», ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281.

Длится же время послеобеденной (аср) молитвы до захода солнца. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы ‘аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал ‘аср» (аль-Бухари 579, Муслим 608). Иначе говоря, эта молитва начинается днем, когда тень от предмета имеет ту же самую длину, как и непосредственно сам предмет и продолжается до захода солнца.

Уместно будет указать на имеющееся расхождение в отношении определения начала времени аср намаза между мазхабными школами. По мнению двух имамов — Имама Абу Юсуфа и Имама Мухаммада (Ханафитский мазхаб), а так же согласно остальным трем мазхабам — шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому, время Аср начинается, когда тень объекта достигает высоты этого объекта.

Согласно же мнению Имама Аъзама Абу Ханифы начало времени намаза аср наступает, когда тень от предмета, равняется двум его высотам. Следовательно, время наступления аср намаза происходить чуть позже.

Затрагивая другую сторону, относительно времени намаза Аср можно сказать, что он имеет два времени:

1. Время, когда его совершение может быть свободным, а это до момента, когда солнце становится желтоватым на горизонте.

2. И время, необходимого совершения, или крайнего срока, когда совершить аср намаз считается еще допустимым, а это начиная от времени пожелтения солнца до того, как оно окончательно скроется с горизонта, как об этом сообщалось в вышеупомянутом хадисе.

Лучшим временем для совершения аср намаза считается промежуток от начала, т.е. вхождения времени аль-Аср до того, как небо начнет желтеть от лучей солнца — это считается тем промежутком времени, когда исполнить аср намаз будет лучше. Это именно тот промежуток времени, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил этот намаз под предводительством Джибриля (а.с.).

Далее следует время так называемое «крайним сроком», которое продолжается вплоть до захода солнца, данное время так же называют «нежелательным» (вакът-уль-Караха). Получается, что конечным сроком времени аср намаза является полное исчезновение всех лучей солнца по причине его захода.

Следует отдельно отметить, что беспричинное откладывание совершения молитвы аср до конца ее времени является из числа качеств лицемеров. Аль-Аля ибн Абдур-Рахман рассказывал, что однажды они зашли к Анасу (р.а.) домой в Басре, и Анас спросил: «Вы уже совершили послеобеденную (аср) молитву?». Они ответили: «Нет, мы совершили только обеденную (зухр) молитву!». Тогда Анас сказал: «Совершите ‘аср!». После того, как они совершили молитву, он сказал им: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Это молитва лицемера, который сидит и ждет, пока солнце не начнет заходить между рогов шайтана, а затем встает и быстро совершает четыре ракаата, не поминая в них Аллаха, кроме как немного!»» (Муслим 622).

Къады Ийяд сказал: «В словах «Это молитва лицемера» — порицание их поступка и предостережение от уподобления лицемерам в затягивании молитвы до такого времени без причины! Спешить со своевременным совершением молитвы является похвальным деянием, а оттягивание молитвы является порицаемым и запретным делом!», см. «Шарх Муслим» 2/589.

Согласно наиболее правильному мнению именно аср намаз считается средней молитвой и это в связи с его достоинствами. Передает от Али (р.а.) который сказал: «Когда произошла битва у рва Пророк Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть Аллах наполнит их дома и могилы огнем, так же как они отвлекли нас от совершения средней молитвы пока не село солнце»», передал Муслим и аль-Бухари. В версиях у Муслима в двух хадисах говорится именно о аср намазе: от Али (р.а.), что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в день битвы у рва: «Они отвлекли нас от средней молитвы — аср намаза…». В таком же содержании приводится и от Абдуллаха ибн Масъуда (р.а.).

В одном из хадисов в версии аль-Бухари говорится о том, что средней молитвой считается аср намаз. От Али (р.а.) сообщается: «Когда мы находились вместе с Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) в день битвы у рва, он сказал: «Пусть Аллах наполнит их могилы и дома огнем, за то, что они отвлекли нас от средней молитвы, пока не исчезло солнце, и это аср намаз»». Так же в версиях у ибн Мунзира, у Абдурраззакъа и аль-Байхакъый приводится от Али (р.а.) следующее: «Когда произошло сражение Ахзаб, мы совершили аср намаз в промежутке между вечерней и ночной молитвами и тогда, Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они отвлекли нас от средней молитвы, аср намаза, так пусть же Аллах наполнит их могилы и внутренности огнем»».

Всевышний Аллах особо отметил и выделил этот намаз в Священном Коране, в суре аль-Бакара в 238 аяте говорится:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно».

Так же о достоинствах этой молитвы отдельно отмечал и Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе, переданном от Ибн Умара (р.а.) который в свою очередь сообщает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто пропустил послеполуденную (‘аср) молитву, подобен лишившемуся своей семьи и своего имущества», аль-Бухари 552, Муслим 1/435.

От Абу Басра аль-Гъыфари (р.а.), который сказал, что когда Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил с нами аср намаз в аль-Мухаммас, он сказал: «Эта молитва была предписана и тем, кто был до вас, но они утеряли ее. Тот же из вас, кто будет хранить ее получит двойное вознаграждение и после нее не может быть другой молитвы пока не появится звезда», передали Муслим, ан-Насаий и Ахмад.

В следующем номере, по воле Аллах рассмотрим время, когда наступает предвечерняя молитва — Магриб.

Муслим