В одном из предыдущих номеров газеты «Возрождение» была размещена статья о пользе знаний. Там шла речь об исламских знаниях. Хотелось заметить, что Аллах обязывает мусульманина знать и повышать знания также и в естественных науках. Это помогает понять и лучше познать мусульманину величие и мудрость, заложенные Аллахом в своих творениях и преклоняться Его неограниченным возможностям.
В суре «Мульк» аят 3–4 Аллах говорит:
الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ طِبَاقًا مَا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِنْ تَفَاوُتٍ فَارْجِعِ الْبَصَرَ هَلْ تَرَى مِنْ فُطُورٍ ٣ ثُمَّ ارْجِعِ الْبَصَرَ كَرَّتَيْنِ يَنْقَلِبْ إِلَيْكَ الْبَصَرُ خَاسِئًا وَهُوَ حَسِيرٌ ٤
«Который создал семь небес рядами, ты не видишь в творении Милосердного никакой несоразмерности. Обрати свой взор: увидишь ли ты расстройство? Потом обрати свой взор дважды: вернется к тебе взор униженным и утомленным».
В этих аятах Аллах обязывает мусульманина изучать Его творения. И отмечает, что человеку в виду своей ограниченности не дано до конца понять Мудрости Аллаха. Ислам дал сильнейший толчок развитию науки.
Совсем недавно наука «хвасталась», что знает ответы почти на все природные явления. А сейчас ученые заявляют, что могут объяснить 90% природных явлений. А остальные 10% они считают, что знают. Но это до тех пор, пока не будут сделаны новые научные открытия и предыдущие окажутся ошибочными.
وَلا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلا بِمَا شَاءَ
«А они не постигают из Его знания, кроме того, что Он пожелает» (2:255).
Хочу предупредить от ошибок в определении приближающихся трех знаменательных дат: начало Ураза (начало месяца Рамадан), конец Ураза и Курбан Байрам. В отдельные годы возникают разногласия относительно этих дней между теми, кто определяет это согласно шариату, т.е. по луне и теми, кто определяет по календарю. Последнее определяется астрономическими вычислениями. Не хочу говорить, что они ошибаются в вычислениях. Астрономия довольно-таки точная наука. Все дело в подходе. Появление небесного тела в астрономии считается момент, когда край его диска оказывается выше условной линии горизонта. С солнцем все ясно — появился краешек солнца, значит, начался восход. С луной дело обстоит несколько иначе. Согласно расчетам, край диска луны может находиться выше горизонта, но его не будет видно, т.к. это темная сторона луны, не освещенная солнцем. Освещенная часть луны, которую будет видно, появится на следующий вечер, т.к. луна по небосводу ежесуточно перемещается примерно на 12 градусов.
Разногласия среди мусульман в этом вопросе происходили и раньше и не только в Крыму. Чтобы положить конец этому с 27 по 30 ноября 1978 года состоялась стамбульская конференция, посвященная определению начала месяцев лунного календаря. В ней приняли участие представители 19 стран, включая Среднюю Азию и Казахстан, а также представители некоторых религиозных организаций.
Участники конференции с сожалением отозвались о том, какую недобрую картину представляет собой исламская Умма из-за разногласий относительно начала и конца месяца Рамадан, а также праздничных дней. Делегаты конференции выразили единогласное мнение о необходимости решить этот вопрос, противоречащий принципам исламской религии. Ведь мусульмане представляют собой единую Умму, согласно аятам Корана:
إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً
«Эта ваша Умма — единая Умма» (21:92, 23:52).
Впадать в разногласия в вопросах религии запрещается. Всевышний Аллах приказывает быть едиными:
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلا تَفَرَّقُوا
«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103).
На той конференции работали две комиссии — религиозная и астрономическая. На последнем заседании конференции единогласно были приняты следующие решения:
1. Будь-то наблюдение невооруженным глазом или современными приборами, основой для определения начала нового месяца является его видимость;
2. Для того, чтобы с религиозной точки зрения можно было принимать во внимание астрономические вычисления начала лунных месяцев, необходимо, чтобы при вычислении за критерий принималось действительное наличие месяца на горизонте в том состоянии, когда при отсутствии препятствий для видимости она будет видна невооруженным глазом;
3. Для того, чтобы видеть или наблюдать месяц нет определенного места. Если луну можно увидеть с какой-либо точки земного шара, то будет правильным на этом основании постановить о начале месяца. Для обеспечения единства и согласия исламской Уммы объявление о начале месяца, согласно критериям Единого Календаря Хиджры, будет осуществляться обсерваторией, которая будет построена в Благословенной Мекке.
Пункт 1 ясен и конкретен — надо видеть луну!
Давайте рассмотрим пункт 2. Рассчитывайте, не рассчитываете — луна должна быть видна. Нет ни одного хадиса, в котором говорилось бы, что начало месяца можно определять по расчету, а есть хадис: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершайте предыдущий месяц Шаъбан тридцатью днями». Вполне вероятно, что полумесяц может быть прикрыт и облачностью, и согласно этому хадису, все равно нужно будет выдержать тридцать дней. Т.е. длительность месяца привязывается не к физическому нахождению луны и ее фазе, а именно к видимости луны человеком.
Пункт 3 будет, как мне кажется двоякий в понимании. Вроде бы говорится, что нет определенного места для видения луны…, а с другой — попытка ограничить шариатские рамки, указывающие на то, что независимо от местности, если мусульманин увидел луну, и это может же быть и не Мекка, то это должно нас обязать завершать месяц и отсчитывать начало нового. Ведь, если мы примем за эталон обсерваторию в Мекке, то ограничим себя тем, чем нас не ограничил Аллах Всевышний.
Наш Творец ниспослал свод законов для облегчения нам жизни, а не для усложнения. И в вопросе видения луны аналогичная ситуация. Зачем нам усложнять то, что и так понятно? О, мусульмане! В свете вышесказанного, хорошо подумайте, прежде чем принимать решение отсчета лунного месяца по календарю и навлечь на себя гнев Аллаха. Да поможет вам Аллах в правильном выборе! Держитесь за вервь Аллаха!
Ислямов Икмет, 75 лет