Ранним утром 18 мая по указу Сталина началась депортация крымских татар. «Собирайтесь. Вас выселяют. На сборы 15 минут», – кричали вооруженные солдаты-красноармейцы, врываясь в дома, где кроме беззащитных детей, женщин и стариков никого не было. Людей, как скот, погрузив в товарные вагоны, эшелонами отправили в места ссылки. 20-30-дневный путь без еды, без воды, без элементарных условий гигиены стал непреодолимым испытанием для многих. Их обессиленные, бездыханные тела становились лёгкой добычей для хищных зверей, ведь хоронить погибших не давали – их просто выкидывали в маленькие окна товарного вагона. Болезни и голод в местах спецпоселений бушевали со страшной силой. Казалось, народ был обречён на вымирание. Но крымские татары выжили. В один миг, потеряв всё своё имущество, оставшись, по сути, ни с чем, наш народ смог преодолеть трудности и невзгоды, не растеряв при этом свои ценности и культурное наследие.
Тяжело представить, особенно молодому поколению, весь ужас выселения, когда за одно утро, тебя лишают почти всего, к чему привык. Трудно говорить и об истинных целях депортации, но можно с уверенностью утверждать, что это ужасное событие должно было окончательно сломить крымских татар, потомков славных Гиреев. Начиная с момента колонизации Крыма Российской империей и заканчивая трагическими событиями 18 мая, под безжалостный удар попала наша культура, наша исламская идентичность. Где-то целенаправленно, где-то – нет, но нас всячески пытались оторвать от нашего образа жизни, от нашего мировоззрения, от культуры и традиций предков. В течение 200 лет пытались воспитать в крымских татарах законопослушание и покорность поработителям, пытались отдалить от Ислама, навязать чуждые привычки, мысли и понятия.
Естественно, подобная политика не могла не сказаться отрицательно на нашем народе. Попытка насильственной ассимиляции, посредством уничтожения интеллигенции и влиятельных религиозных деятелей, внедрения в среду мусульман Крыма чуждых ему явлений, подобно спиртному и азартным играм, разрушение культовых сооружений, мечетей, медресе – всё это пагубно влияло на крымских татар. К тому же, молодое поколение постоянно находилось под молотом и наковальней чуждого просвещения, как внутри учебных заведений, так и за их приделами. А после трагических событий мая 44-го, народ оказался в таких тяжелых условиях, что единственной и главной целью было выжить. Мы не имели возможности спокойно изучать и распространять свои традиции, свою культуру. Многое утеряно, многое забыто.
Но, всё же, наши бабушки и дедушки, не смотря ни на какие беды и невзгоды, в меру своих сил и возможностей, смогли сберечь и сохранить самое ценное богатство народа – его культурное наследие, основанное на Исламе. Даже безжалостная атеистическая машина коммунизма не смогла сломить их. Благодаря старшему поколению, в наших сердцах до сих пор живёт огонь свободолюбия, нас переполняют исламские чувства и гордость за свою религию. Вернувшись на родину, обустроившись, крымские татары активно возрождают былые традиции: строятся мечети, над крышами домов возвышаются минареты, откуда исходят прекрасные звуки азана, люди постепенно отказываются от всего чуждого, навязанного, приближаясь к своей религии и традициям предков. Ислам стал играть важную роль в жизни каждой крымскотатарской семьи. Исламские чувства крепко утвердились в душах людей, что даже во время траурного шествия 18 мая, тишину, в основном, оглушают громкие слова «Аллаху Акбар». Невольно вспоминаются слова из благословенного Корана:
يُرِيدُونَ لِيُطْفِئُوا نُورَ اللَّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَاللَّهُ مُتِمُّ نُورِهِ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ (٨) هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَى وَدِينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدِّينِ كُلِّهِ وَلَوْ كَرِهَ الْمُشْرِكُونَ (٩)
«Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим. Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (61:8-9).
Эльдар Ваапов