miting

В результате оккупации мусульманских земель, в состав Российской империи, в период с XVI по XIX вв., вошло порядка восемнадцати миллионов мусульман. Предпринятые на первых порах усилия по насильственной русификации и христианизации «закоренелого на мусульманстве» народа не дало желаемых результатов. Поэтому, с целью интеграции мусульман в структуру российского православного государства, а попросту – ассимиляции, российская имперская политика от подавления мусульман меняется в сторону их легитимизации. Отчего репрессий собственно меньше не становится, но изменяется тактика «приобщения инородцев к русской государственности и русской цивилизации, а в перспективе – их слияния с русскими».

Учитывая сильную привязанность мусульман к своей религии, роль и авторитет исламских ученых (в последующем их стали называть духовенством), последние рассматривались властью «как важный объект и одновременно инструмент реализации русской политики в мусульманских регионах». Исходя из этого, с конца XVIII в. предпринимаются шаги по формированию в России «официального исламского духовенства», которое, отметим, как по названию, так и по сути своей противоречит принципам Ислама, не допускающего разделение на сферы светскую и духовную, тем более построенную по образцу православной церкви.

По замыслу властей «магометанское духовенство» имевшее огромное влияние на мусульманское население, должно было находиться в «правильном отношении к правительству», и быть проводником правительственных распоряжений по «воспитанию инородцев в духе православия и покорности самодержавию». Соответственно, самым тщательнейшим образом осуществлялся подбор «политически благонадежных лиц», «испытанных в верности, кротости и благомыслии, которые бы под председательством муфтия составляя Духовное правление, имели надлежащее надзирание над всем духовенством магометанским области Таврической» как отмечалось в именном указе Таврическому генерал-губернатору графу Зубову от 23 января 1794 года...

Я не стану в данной статье описывать «подвиги» имперских указных муфтиев. Представленный выше небольшой исторический экскурс был сделан для пролития света на одно из явлений нашего времени.

Дело в том, что институт муфтиятов, помимо прочих причин, был создан для разделения Ислама на официальный и неофициальный (в сегодняшней интерпретации: традиционный и нетрадиционный, умеренный и радикальный), что имело, и имеет до сих пор, важные последствия. Конечно же, не о чистоте Ислама заботились власти, откровенно считавшие его «враждебной силой для христианского государства». Преследование лиц и движений, чья деятельность не соответствовала «официальному» Исламу уже не выглядело прямым посягательством на веру, а носило «легитимный» характер. А это, в свою очередь, позволяло русскому правительству «бережно оберегать мусульман от влияния их единоверцев» путем «принятия мер по недопущению обращения в России книг, брошюр и всякого рода литературы, изданной за границей по мусульманским религиозным вопросам» или принятия мер «против противогосударственных учений» что «станет препятствием сектантству». Характерно то, что все обвинения мусульман в государственной измене оказывались всегда вымышленными, или, как впоследствии выяснялось, были построены на ложных доносах.

До боли знакомые фразы, не правда ли? При чтении документов того времени меня не покидало ощущение дежавю1. Времена вроде как другие, а привычка у современных служителей культа навешивать ярлыки на своих единоверцев – сохранилась. Практически ни одно из их публичных выступлений не проходит без упоминания о «радикалах», «экстремистах», «сектантах» и прочих «враждебных» силах. К сожалению, установка на противостояние мусульман, исходящая от сил далеко им не симпатизирующих, работает на кого угодно, но однозначно – не на интересы самих мусульман, и не на их единство.

Говорят, история повторяется. И, наверное «духовным лицам» не мешало бы переосмыслить историю, чтобы в таком виде…. она не повторялась.

Сказал Всевышний Аллах:

إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

«Воистину, ваша умма — единая умма, Я же — ваш Господь. Так поклоняйтесь же Мне!». (Коран 21:92)

Использованная литература:

2. http://www.hrono.ru/statii/2006/islam_ru.html


1 – Дежавю́ (фр. déjà vu – уже виденное) – состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.