moslemdials

Политика и управление

Аббасидские халифы с самого начала правили только по Шариату. Судебная власть, на вершине которой находился главный кади (судья), играла особую роль и не была связана с исполнительной властью. Аббасидские халифы понимали и практически реализовали концепцию независимой судебной системы. Хурани отмечает, что «функции судьи были отделены от деятельности валиев. У него не было ни политических, ни финансовых обязанностей...»1. Задача судьи заключалась в разрешении конфликтов и принятии решений в соответствии с Шариатом. Судьи проходили специальную подготовку в медресе.

Аббасидские халифы имели систему управления, разделенную на различные министерства, что, безусловно, сделать было непросто по тем временам. Если перенести ее в современные условия, система управления имела бы следующие министерства: военное, юридическое, сбора налогов, безопасности, финансов и разведки. Халифы и их министры часто проводили общественные собрания, на которых они непосредственно выслушивали проблемы людей. Для того, чтобы не позволять валиям чрезмерно отстаивать свою точку зрения, что могло бы привести к пренебрежению с их стороны, халифы осуществляли регулярные проверки с помощью различных механизмов сбора информации.
Исламские ученые придерживались независимой от халифов позиции, для того, чтобы сохранить свою способность сдерживать правителей и выступать в качестве защитников Ислама. В отличие от наших времен, исламские ученые в Халифате имели разноплановые профессиональные навыки. Например, они были студентами, преподавателями и торговцами, поскольку их образование находилось на высоком уровне.

Эпоха Аббасидов – это время стремительных перемен во многих сферах деятельности, так как Халифат имел большой опыт демографического и территориального расширения, а также решения научно-технических и интеллектуальных задач. Тем не менее, мусульмане решали эти задачи в рамках Ислама. Они прибегали к иджтихаду, если возникали новые ситуации, и поэтому исламское государство процветало.

Халифат не был деспотичным полицейским государством, а шариат служил гарантом защиты людей в обществе от притеснения государства. Армстронг говорит: «... никакие инстанции, кроме Халифата или суда, не имели никаких полномочий вмешиваться в личные решения и убеждения человека»2. Это имело особое значение для немусульман, потому что им предоставляли возможность исповедовать свою религию до тех пор, пока они будут подчиняться законам государства.

Заключение

Халифат Аббасидов имел «политический и экономический успех», начиная с периода становления, потому что халифы, такие как Харун ар-Рашид, обеспечивали мир, безопасность и процветание всем гражданам государства3. Халифат был государством, которое привело мир к новой ступени развития в каждой области, будь то научная, интеллектуальная или философская. В отличие от либеральных светских капиталистических стран, Исламский Халифат был сбалансированным государством, которое сохранило равновесие между духовной и светской сферами. Однако, совершенно ясно, что эта удивительно успешная цивилизация была основана на Исламе. Таким образом, будучи далеким от «идеологии, полной ненависти», Ислам вывел множество рас и народов из отсталости. Ислам вновь предоставляет уникальную возможность избавить этот мир от страданий, появившихся в результате катастрофически провальной политики капитализма, что может быть достигнуто только после того, как Халифат будет восстановлен.

Ссылки
---------------------------------------------------------------

1 Ibid, p-36
2 Armstrong, p-52
3 Ibid, p-47

Абу Муджахид