Начало

На рубеже XIX-XX веков возникло движение джадидизм, связанное с новым звуковым методом преподавания алифбе (от арабского "усул джадид" – новый метод). Считается, что его основателем был Исмаил Гаспринский (1851-1914) , который пропагандировал новые идеи на языке «тюрки» со страниц основанной им газеты «Тарджиман» (Переводчик), издаваемой с 1883 года в течение двадцати с лишним лет. Исследователи джадидизма отмечают еще более ранние попытки реформирования системы образования и что начало движению положили просветители второй половины XIX века Хусаин Фаизханов (проект "Школьная реформа") и Шихаб ад-дин Марджани (собственная программа обучения шакирдов). Однако их замыслы лишь частично воплотились в действительность в медресе Марджани, проект же Фаизханова остался на бумаге как теория.

Недовольные отставанием российского мусульманского сообщества от европейской цивилизации, теологи Шихаб ад-дин Марджани (автор труда «Мустафадель ахбар фи ахвали Казан ва Булгар») и Абунасыр Курсави («Шарх ал-аканд ан-Насафия ал-Кадим», «Китаб ан-Насаих», «Ал-ляваих») выступили за открытие врат иджтихада, для разрешения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация. В полной мере удалось создать мусульманское учебное заведение, основанного на принципах джадидов с преподаванием светских дисциплин и русского языка только Исмаилу Гаспринскому в 1884 году в Бахчисарае. Его начинание было быстро подхвачено единомышленниками в Поволжье и Приуралье, при значительной поддержке части крупной татарской торгово-промышленной буржуазии, посчитавших важными устремления реформаторов, направленных на прогресс мусульман России. Новый звуковой метод обучения создал альтернативу старому методу обучения в мектебах и медресе, и он, опираясь на светские науки, преподавание родного и русского языков, с трудом завоевывал себе сторонников в дискуссии со старым традиционным образованием – кадимизмом (от арабского "кадим" – старый).

Атмосфера революционных преобразований

Джадидизм – явление не случайное. Оно не внедрялась миссионерскими движениями Запада. Это явление взяло начало в России, из регионов, населенными тюркоязычными мусульманами. Россия на тот момент только-только избавилась от крепостного рабства. Этот регион считался отсталым и в нем образовывалась атмосфера революционных преобразований. Движение сформировалось, благодаря тому, что многие деятели этого движения, в том числе и сам Гаспринский, получили вдохновение в Европе, бывая там.

Изначально это движение имело цель только реформировать систему образования. Сделать ее приближенной к европейской методике преподавания. Но со временем оно обросло новыми идеями, слилось с другими общественно политическими направлениями, что свидетельствует о том, что джадиды не имели четко выработанной идеи возрождения мусульман. Такому видоизменению способствовала жаркая полемика с кадемитами, сторону которых заняла Царская Россия. Сам царизм ассоциировался со всем старым, что естественно прибавлял джадидам популярности и вдохновлял к новым преобразованиям.

Джадиды являлись проводниками новых идей в образовании, но их деятельность часто ассоциировалась со всем новым, что проникало в татарскую общественную мысль как с Запада, так и с Востока. Из-за этого они были в центре внимания и позже, когда они заразились другими идеями уже не связанными с образованием и которые стали распространять среди населения. Эти идеи уже несли более глобальный характер. В этих идеях стал четко прослеживаться тюркизм. Поддаваясь влиянию новых идей, последователями джадидов становилось все больше и больше молодого поколения тюрко-татарского населения России. Популярность джадидов побуждала молодых людей выбирать джадидские медресе в которых они чувствовали себя более раскованно, чем в старых с традиционным методом обучения и устоями. Они стали позволять себе многие вещи считающиеся греховными в Исламе, что побуждало ученых с традиционными взглядами писать в газетах о порочности поступков, которые совершали новометодники.

В одной монографии Зареванда (Зареванд (Завен Налбандян) (1890, Антиохия, б. Османский Халифат – 1973, Вашингтон), общественный деятель, ученый. Член АРФД (Армянская революционная федерация Дашнакцутюн). В 1913 г. перебрался в США. Автор исследований по пантюркизму: «Что планируют турки? – Объединенный и Независимы Туран» (1926), русское издание – 1930 г., английское – 1971 г.; армяно-турецким отношениям: «Можем ли мы примириться с турком?».). “Турция и Пантюркизм», изданной в Париже в 1930 году упоминается реформистское движение джадидов. Объективности ради, следует указать на особое отношение Зареванда к Турции, особенно после событий 1915 года, так называемого «Геноцида Армян». Во многих своих работах Зареванд упоминает глобальный заговор великих держав в начале ХХ века против Халифата и говорит об армянах как о жертве этого заговора, а именно Лозаннской конференции. Поэтому от него мы возьмем лишь констатацию исторического процесса. В этой монографии автор пишет: «Пантуранистическое движение в начальной стадии своего возникновения мало чем отличалось от обычного национального движения мелких, подвластных народов. Национальное пробуждение российских мусульман началось с противопоставления — в целях самозащиты — своих бытовых и культурных особенностей наступающей культуре господствующей нации. И так как в то время религиозный момент еще преобладал в сознании мусульман, то и тюрко-татарские патриоты начали свою деятельность с выставления лозунга защиты “шариата” и мусульманской религии от опасности, грозившей ей со стороны православия, как религии господствующей нации. В этой борьбе взоры образованных руководителей российских мусульман были, естественным образом, обращены на Константинополь, где восседал религиозный глава всех правоверных, всемусульманский Халиф. Таким образом, на первых порах своего возникновения национальное движение тюрко-татар носило панисламистский характер…

…Эти пионеры мусульманского движения, ведя с одной стороны борьбу против руссофикаторской политики агентов правительства, старались, с другой стороны, реформировать религиозно-культурную жизнь своих соплеменников и распространять просвещение среди них. Таким образом, возникает реформаторское движение, которое, однако, в первый период своего развития, встречает довольно сильное противодействия со стороны консервативных слоев татарского общества. Между этими двумя течениями разгорается борьба, сильно напоминающая ту, которая имело место во время Реформации.

Гаспринский и его последователи объявляются “кяфирами” (неверующими), посягающими на чистоту мусульманской веры.

В этой борьбе двух мусульманских течений русское правительство того времени встает на сторону консервативно-клерикальных элементов. Объявляя себя защитником принципа “традиционного Ислама”, оно подвергает преследованию реформистов, вносивших якобы “нечестивые учения” в мусульманскую религию. Арестовывается и высылается в Сибирь ряд сторонников Гаспринского, как например, братья Бобинские, Ахмед Тухтабаев и др.

Но эти правительственные преследования, как обычно бывает в таких случаях, только усиливают начавшееся движение, которое вскоре переходит с религиозно-просветительского в чисто национальное.

Этот переход совпадает во времени с началом усиления революционных и оппозиционных настроений в среде самой русской интеллигенции и совершается в значительной мере под влиянием русского революционного движения…»

Продолжение в следующем номере…

Ибн Али