Pribor

Рост торговли и общее процветание внесли непосредственный вклад в возникновение и распространение исламской культуры и образования внутри страны, а также привели к их продвижению за пределы государства другим народам. Состоятельные городские мусульманские торговцы понимали смысл жизни, и поэтому оказывали должную поддержку ученым, а также ремесленникам. Эти ранние мусульмане предприняли совместные усилия по укреплению культуры и ценностей Ислама в жизни общества.

Так как халифы управляли постоянно растущим государством, естественно, они способствовали развитию науки и техники в целях поддержки своего правления. Халифату нужны были ученые и математики по оказанию помощи в таких вопросах, как ведение точных данных по сбору доходов или межеванию земель. Чиновники использовали имеющиеся знания, даже если они были получены от индийских, персидских и греческих ученых того времени.

Тем не менее, мусульманские ученые и математики не догматически принимали доступные современные научные знания, равно, как и не отвергали их из-за того, что они пришли от греков или персов. Вместо этого, мусульманские ученые проводили собственные эмпирические исследования и эксперименты для оценки силы научных теорий, имеющихся на тот момент и "тем самым, стали инициаторами начала новой эры научных исследований"[12]. Они бросили вызов основным греческим научным теориям и часто предлагали опровержения, основанные на усовершенствованных результатах научных исследований.

Таким образом, мусульманские ученые представили революционно новый метод прогрессирующих знаний – метод, который действует и по сей день. Они сосредоточились на научных методах и инструментах, используемых для экспериментов, а качество их рассуждений привело к впечатляющим результатам.

В восьмом веке в исламском мире процветала бумажная промышленность, что способствовало росту образованности и широкой доступности книг. В дополнение к религиозным знаниям, активно пропагандировались знания в различных областях науки. Состоятельные семьи, в том числе и члены семьи Аббасидов, финансировали научные исследования.

Мусульмане начали заниматься переводами. Они переводили на арабский язык работы, написанные на других языках, таких, как греческий, персидский и индийский – все это в целях достижения научных знаний и прогресса. Это было хорошо финансируемое движение, получающее средства от различных слоев общества. Люди всех религиозных конфессий принимали участие в этом поиске знаний в таких областях, как философия, медицина и астрономия. Среди многих новаторских ученых был Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми. Его работы по астрономии были стандартом в течение многих веков, а его книга "Китаб аль-Джабер" была первым трудом по алгебре (само слово "алгебра" произошло от названия этой книги).

Библиотека Байт-аль-Хикма (Дом знаний) в Багдаде, основанная халифом Харун ар-Рашидом, к концу девятого века содержала переводы на арабский язык всех основных персидских и индийских работ по географии и естествознанию. Кроме того, Университет Аль-Азхар в Египте, который был первым в своем роде в мире, был основан в 970г. И, не смотря на то, что образование и обучение не были всеобщими, они, безусловно, были очень распространены в период Халифата. Общая масса могла читать и писать, и уж, по крайней мере, люди могли читать. Блум и Блэр доказывают, что "общий уровень грамотности был выше в средневековых исламских землях, чем в Византии и Западной Европе. Письмо было повсеместным явлением в этой культуре ..."[13].

Халифат инвестировал значительные средства в образование и развитие нации, в научные исследования. Высшие учебные заведения (медресе) были созданы к 11 веку во всех крупных городах. Программа включала такие исламские науки как учения о Коране и хадисах, а также такие естественные науки как математика, медицина, геометрия, астрономия, философия и литературное творчество, арабский язык и его грамматика. Выпускник такого медресе был хорошо освещен для выбора различных путей развития своей карьеры, в том числе в школах, университетах и правовом поле.

Как результат этой успешной системы образования, "весьма вероятно", что европейское высшее образование и система колледжей, например, в Испании и Италии, были смоделированы по системе медресе. Это предположение подтверждается тем фактом, что в исламском мире система образования была хорошо сформирована более чем за век до появления европейского аналога. Поскольку Европа имела регулярные связи с исламским миром, как в коммерческой, так и в интеллектуальной сфере, вполне вероятно, что она переняла этот опыт у мусульман[14].

Из-под сени Халифата вышли одни из лучших личностей в мире, поскольку в соответствии с исламскими понятиями, нет противоречия между светской и духовной сферами, и поэтому общество преуспело во всех сферах деятельности. Как пишет Армстронг: "Мусульманские ученые сделали больше научных открытий в течение этого времени, чем было сделано за всю предыдущую историю человечества"[15].

Такие ученые гиганты, как аль-Хорезми (ученый, математик), Ибн аль-Хайтам ("отец оптики"), Ибн ан-Нафис (врач), Ибн-Сина (врач, ученый), Ибн Хазм (философ), Ибн Хальдун (философ, историк) и аль-Газали (богослов), составляют лишь неполный список деятелей науки. И это только некоторые личности, известные западным ученым, в то время как было бесчисленное множество других, которые остаются неизвестными на Западе. Но они тоже внесли выдающийся вклад в развитие человечества. В подтверждение этого Гастон Вьет делает замечание: "Люди Запада должны публично выразить свою благодарность ученым периода Аббасидов, которых знали и ценили в Европе в Средние Века"[16].

Абу Муджахид

продолжение в следующем номере

 


12 Bloom & Blair, p-130
13 Ibid, p-120
14 Ibid, footnote 5, p-123
15 Karen Armstrong, Islam - A Short History, Phoenix, London, 2002, p-47
16 Gaston Wiet, Baghdad: Metropolis of the Abbasid Caliphate, University of Oklahoma Press, 1971, chapter-5, accessed via http://www.fordham.edu/halsall/med/wiet.html