Призыв к исламскому Халифату с каждым днем набирает обороты по всему миру. От Северной Африки до Дальнего Востока, от Европы до Центральной Азии – мусульмане неустанно работают над тем, чтобы восстановить Халифат. Это было признано даже западными колониальными державами и их марионеточными рабами, которые сегодня незаконно управляют мусульманским миром. Своей речью, произнесенной 5 сентября 2006 года перед американскими военными офицерами и дипломатами, Джордж Буш попытался ввести в заблуждение мировую общественность относительно того, как предстоящий Халифат будет выглядеть в двадцать первом веке. Буш стремился заручиться поддержкой со стороны западного мира в пресловутой "войне с терроризмом", и поэтому неудивительно, что его речи переполнены ядовитой пропагандой и ложью. Идя по стопам своих предков-крестоносцев, подобно папе Урбану II, Буш лживо заявил, что мусульмане, которые стремятся вернуть свое прежнее политическое положение путем восстановления Халифата, хотят:
«... Установить насильственную политическую утопию на всем Ближнем Востоке, которую они называют «Халифат», в котором будут править на основе идеологии ненависти ... Этот Халифат будет тоталитарной исламской империей, охватывающей все нынешние и бывшие мусульманские земли, простирающиеся от Европы до Северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии»(1).
То, что Буш назвал «тоталитарной империей», на самом деле было ведущей цивилизацией, которая вывела мир на новый уровень во всех известных сферах деятельности.
Данная статья призвана проиллюстрировать некоторые из величайших достижений Халифата в ранний период Аббасидов, который, как правило, называют «Золотым веком». Из-за ограниченного объема, данная статья опирается на тематический подход, и поэтому в ней рассматриваются только следующие аспекты: жизнь в городах; экономика, торговля и промышленность; образование, наука и интеллектуальный прогресс; жизнь немусульман, призыв, а также политика и правление.
Жизнь в городах Халифата
Период Аббасидов возвестил о начале эры построения городов и инфраструктуры, включая рынки, торговые центры, дороги и системы водоснабжения, так как большое число людей обосновалось в этих процветающих городских центрах. К девятому и десятому векам, человек, который много путешествовал, мог отличить исламский мир от остальных частей света. Это различие стало возможным благодаря великолепной архитектуре и зданиям, которые были построены в Халифате. Будь то в Исламской Испании или в Ираке появились общие архитектурные особенности, безошибочно узнаваемые любым наблюдателем.
Такие города, как Александрия, Иерусалим, Дамаск, Алеппо, а также многие восточные города, такие, как Самарканд, были основаны еще до возникновения Ислама. Тем не менее, интеллектуальная мощь Ислама и его культура способствовали тому, что жители этих городов не сопротивлялись Исламу и в скором времени приняли его ценности и культуру. Как пишет Мэтью Гордон: «Сначала арабские армии сторонились этих городов, но с течением времени, интеграция арабского населения, а также принятие Ислама и арабской культуры укоренившимся населением, преобразили старинные города»(2).
Увлекательная история связана с Багдадом. Построенный в 762 г н.э. Аббасидом, халифом аль-Мансуром (754-75), этот город стал домом Аббасидских правителей и был известен как Мадинат ас-Салам (Город мира). К десятому веку он стал «главным коммерческим и культурным» центром в исламском мире(3). Багдад во времена Халифата Аббасидов сравним по глобальной значимости на то время с современными городами, такими как Лондон и Нью-Йорк.
Знаменитый мусульманский историк Мухаммад ат-Табари, рассказал в своей книге «Тарих», что, когда халиф аль-Мансур решил построить столицу Халифата в Багдаде, он собственноручно заложил первый кирпич, сказав при этом: «Во имя Аллаха, и хвала Ему. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тем из Своих рабов, кому пожелает, и благой исход дел уготован богобоязненным!». Затем он сказал рабочим «Стройте и [пусть] Аллах благословит вас»(4). Сравнивая скромность этого халифа и его благодарность Аллаху, несмотря на свое величие и силу, с высокомерием и безверием нынешних правителей, можно легко представить, какими высоконравственными были эти великие исламские деятели.
Главные исламские города, такие как Каир, Багдад, Кордова и Фес были хорошо развиты, в то время как европейские города даже не шли в сравнение. В эпоху Аббасидов численность населения Багдада приблизительно составляла 840 000 человек, Каира 300 000 – 450 000 человек, а в других небольших исламских городах проживало около 10 000 – 20 000 жителей. В отличие от Парижа, численность населения которого, по приблизительным подсчетам, составляла 210 000 человек, в Лондоне проживало около 40 000 человек, и 180 000 – в Венеции(5). Таким образом, население Багдада было явно многочисленнее, чем население многих городов Европы взятых вместе.
В дополнение к прогрессу в Халифате, у граждан Халифата был высокий уровень жизни. Блум и Блэр иллюстрируют высокий уровень жизни граждан Халифата – как мусульман, так и немусульман: «В исламских странах, не только у мусульман, но и у христиан и евреев был высокий уровень жизни. Они носили хорошую одежду, у них были прекрасные дома в великолепных городах, с вымощенными улицами, водопроводом и канализацией, они обедали пряными деликатесами из китайского фарфора»(6).
Уровень жизни людей в Каире можно представить себе, исходя из рассказа, написанного персидским шпионом в 11 веке. В своем рассказе этот шпион описывает просторные дома жителей Каира того времени и большое количество (по его подсчетам около 20 000) автономных магазинов. «Между домами в Новом Каире находятся сады и огороды, которые поливают из колодца. В гареме султана растут самые красивые сады, которые можно себе представить. Для орошения этих садов были построены водяные колеса. Даже на крышах посажены деревья и сады для отдыха... Эти дома настолько великолепны и прекрасны, что можно подумать, будто они были созданы из жемчужины ...»(7).
Очевидно, что в период Халифата для людей были созданы комфортные условия проживания в городах, которые были не только больше, чем Лондон или Париж, но и далеко обогнали их в плане материального развития. Когда крестоносцы напали на святую землю, тот образ жизни, который вели здесь люди, вызвал у них зависть и возмущение. «Обескураженные крестоносцы были сражены наповал теми предметами роскоши, которые они нашли для продажи на базарах Ближнего Востока»(8).
Экономика, торговля и промышленность
Укрепление интеллектуальной, политической, экономической и военной мощи Ислама привело к неминуемому краху близлежащих Сасанидской и Византийской империй и, в конце концов, они пали к ногам Халифата. Халифат, охватив огромную географическую территорию, предложил своим гражданам возможность неограниченных поездок и торговли, что стало результатом значительного процветания во всех сферах жизни. За этот период к росту в сельском хозяйстве добавился бум в торговле. Рис и сахарный тростник, которые преимущественно росли в Индии, были перевезены через Иран в район Средиземноморья, где они считались деликатесами. Кроме того, в то время в регион были ввезены различные фрукты, такие как апельсины, абрикосы, шелковица и бананы. Различные пряности, драгоценные камни, декоративные и роскошные ткани и фарфор привезли из Индии и Китая.
Тем не менее, мусульмане не только импортировали товары для потребления, но и экспортировали готовую продукцию. Если Европу к практике массового производства привели промышленные революции, то мусульмане производили на экспорт такие товары, как вооружение, сахар, бумага, текстиль и т.д., в большом количестве еще тысячу лет назад.
Текстильная промышленность имела исключительно важное значение для исламской экономики. Фермеры этого региона производили в большом количестве четыре основных волокна – шерсть, шелк, хлопок и лен. Текстильная промышленность имела такое же значение, какое сегодня имеет автомобильная промышленность на западе. Также развивались другие успешные отрасли, такие как металлообработка, стекольное и гончарное производства. Гордон пишет, что «...рост региональной и межрегиональной торговли, а также городских производств, привел к новому уровню благосостояния среди всех слоев населения»(9).
В связи с динамично развивающейся экономикой, был разработан международно-признанный стандарт денежной системы, основанный на золоте и серебре. «Аббасидский золотой динар оставался инструментом обмена на протяжении веков...»(10). Эта экономическая система была основана не только на примитивной чеканке: мусульмане также разработали систему выдачи аккредитивов, сопоставимую с современной системой банковских чеков, которая была использована купцами, путешествующими по всему миру. Эти аккредитивы были бы не действительными для торговцев в некоторых частях мира, если бы не была создана экономическая система. Это стало возможным, отчасти, благодаря тому факту, что в состав Халифата входили все новые и новые территории, население которых принимало Ислам.
Рассказывают, что когда халиф Харун ар-Рашид умер в 808 г н.э., в его казне находились избыточные денежные средства на сумму 900 миллионов золотых динаров(11). В отличие от бесполезной бумажной валюты 21-го века, золотой динар Аббасидов имел внутреннюю ценность. Таким образом, эта впечатляющая сумма, несомненно, сделала бы любую страну в то время очень богатой. Это материальное богатство Аббасидского Халифата было прямым результатом исламской экономической системы.
Продолжение в следующем номере…
Абу Муджахид
khilafah.com
---------------------------------------------------------------
[1] George W Bush, President Bush Delivers Remarks on the War on Terror, accessed via http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2006/09/05/AR2006090500656.html
[2] Matthew S Gordon, The Rise of Islam, Greenwood Press, London, 2005, p-51/2
[3] Ibid, p-55
[4] Muhammad al-Tabari, quoted in Albert Hourani, A History of the Arab Peoples, Faber & Faber, London, 2005, p-33
[5] Jonathan Bloom & Sheila Blair, Islam - A thousand years of faith and power, Yale University Press, London, 2002, p-105
[6] Ibid, pp-79/80
[7] Ibid, p-117
[8] Ibid, pp-111/2
[9] Gordon, p-52
[10] Hourani, p-46
[11] Akbar Shah Najeebabadi, The History of Islam, Darussalam Publications, Riyadh, 2001,Vol-II, p-375 (Translated by Abdul Rahman Abdullah & Muhammad Tahir Salafi)