18 мая 1944 года – день, который знает и чтит каждый крымский татарин. Эта трагическая дата – день депортации крымскотатарского народа. Эта дата прописана кровавыми буквами в подсознании. Очевидцы тех ужасающих событий, со слезами на глазах, рассказывают своим детям и внукам о реалиях депортации. Но с каждым годом, тех, кто пережили это бесчеловечное преступление, которое было совершено большевистским режимом, становится все меньше и меньше.
Невольно разум задает вопрос: «За что же так жестоко и бесчеловечно поступили с нашим народом, за какую провину?». «Чем наш народ «не угодил» советской власти?».
Ответ на этот вопрос, как и на любые другие, дает нам благородный Коран, где Всевышний Аллах говорит:
وَمَا نَقَمُوا مِنْهُمْ إِلا أَنْ يُؤْمِنُوا بِاللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِ (٨)
«И вымещали они им только лишь за то, что они уверовали в Аллаха Великого, Достохвального» (85:8).
Этими словами Всевышний Аллах отмечает тот факт, что неверующие, во все времена боролись с верующими, причиняли им трудности и страдания только лишь за одно – за то, что они уверовали в Аллаха.
Если заглянуть немного в историю, то мы увидим, что проблемы, трудности и лишения начали окутывать, как туман, наш народ довольно давно – с конца XVIII века. После того, как в 1783 году Екатерина II аннексировала (присоединила) Крымское ханство к Российской империи, она начала активную политику «русификации» и «европеизации» мусульман Крыма. Эту же политику продолжали после нее последующие правители Российской империи. Для осуществления этой цели применялись самые различные меры. Изымалась религиозная литература, осуществлялось постоянное давление на имамов и мул, которых часто репрессировали и отправляли в ссылку вглубь России. Часто на эти должности Россия стремилась назначать угодных для себя лиц, чтобы они поддерживали в Крыму ее политику. Тысячи тех, кто не преклонились перед царской властью, были безжалостно убиты. Власть старалась всевозможными путями оборвать многовековую связь мусульман Крыма с исламской Уммой. Было даже запрещено выезжать из Крыма для совершения Хаджа. Для чего они это делали? Для того, чтобы «выбить» с мусульман, с их сердец и их разума Ислам, который объединял мусульман Крыма со всеми мусульманами мира.
Большинство крымских татар, видя, что оккупационные силы всеми возможными путями противодействуют местным мусульманам исповедовать свою религию, вынужденно совершили переселение (Хиджру) в Османское государство. За 150 лет покинули Крым, и переселилось в Турцию несколько сотен тысяч крымских татар. Именно этим объясняется то, что сегодня в Турции по различным данным, проживает около 5 миллионов этнических крымских татар.
После прихода к власти большевиков, «политчистка» мозгов началась с новой силой. Ужесточились репрессии и гонения имамов, мулл и интеллигенции. Ссылки в российскую глубинку начали сменяться массовыми расстрелами. Но приверженность мусульман Крыма к Исламу, так и не была сломлена. Начиная с аннексии Крыма, с 1783 года по 1944 прошел 161 год. Все это время оккупационные власти проводили политику ассимиляции над нашим народом, которая не дала захватчикам ожидаемого результата. После этого советская власть пошла не бесчеловечный поступок – 18 мая 1944 года она депортировала с родных земель весь крымскотатарский народ.
Несмотря на то, что более, чем полтора века, наш народ пытались ассимилировать, врагам этого достичь не удалось. Приверженность и любовь к Исламу текла в жилах крымских татар, каждым ударом сердца Ислам бился в сердцах наших предков. Примечателен тот факт, что при депортации за то короткое время, которое давали, чтобы собрать вещи, население в основном брало с собой в первую очередь не деньги, золото или драгоценности, а брали с собой Коран. Это показывает нам, какое место занимало это священное писание в нашем народе. Коран обогревал сердца и души наших бабушек и дедушек, после того, как они столкнулись с проблемой обустройства на чужбине. Ни домов, ни имущества, ни еды…. Наш народ остался без ничего материального, но главное – с верой в сердце и душе. Глаза наших бабушек и дедушек наполнялись слезами, когда они по ночам, закрыв плотно окна, читали Коран. Все это делалось в основном тайно, так как это запрещалось большевистким режимом. Несмотря на запреты, также тайно проводились дуалар, суннеты и никяхи. Несмотря на невыносимые условия, наш народ держал ораза (пост). Часто, постящихся насильно заставляли поесть или выпить, чтобы оборвать пост. Но даже это не пугало наших предков, и они, как могли, старались придерживаться многих законов Ислама. Именно они смогли сохранить и донести до нас глубокие чувства любви и преданности Исламу. Пусть Аллах вознаградит их за это!
На сегодняшний день, подавляющее большинство нашего народа вернулось в Крым с мест депортации. Большинство, с помощью Аллаха, уже обустроились, решили свои основные экономические проблемы и наладили жизнь. Но мы столкнулись с другой проблемой: что делать дальше, куда двигаться, с кем дружить, а кого остерегаться? Сегодня ответы на эти вопросы в нашем народе самые разнообразные. Соответственно, и движения в народе стало хаотичным и беспорядочным. Мы стали подобны группе людей, которые шли вместе, но их настала ночь, и стало темно, и ни у кого с собой не оказалось фонарей или светильников. И все движутся в непонятном направлении, наступая друг на друга пятки, ругаясь, и обвиняя друг друга. Что нам делать в таком положении? Хотелось бы просто напомнить тот факт, о котором упоминалось в начале: наш фонарь и светильник – это Книга, которую при депортации в первостепенном порядке брали с собой наши бабушки и дедушки. Это Священный Коран. Он – наш светильник и путеводная карта. И только Коран в состоянии осветить нам нашу дорогу, чтобы мы не сбились с нашей дороги и шли в правильном направлении.
Как видим из исторического опыта нашего народа, утрата материального богатства и имущества – это не главная проблема. Пока у народа есть прочный стержень и руководство (Ислам и Коран), он сможет перенести все трудности и проблемы. И как видим, приехав в места депортации ни с чем, уже через несколько десятилетий у всех появились дома и имущество. В конце 80-х, начале 90-х, оставив все нажитое или продав за бесценок, опять наш народ ни с чем на руках вернулся в Крым. Но прошло около 20 лет, как у всех опять появилось почти все, необходимое для жизни.
Поэтому мы должны беречь наш стержень – нашу религию и относиться к ней с любовью и уважением, должны максимально стремиться ее изучать, познавать и руководствоваться в нашей жизни. Мы должны помнить свою историю, должны помнить то, что все многочисленные беды и несчастия, которые обрушились, как ураган на наш народ, были лишь за то, что наш народ искренне и преданно придерживался Ислама. Мы должны помнить и чтить память всех погибших за эти последние два столетия. Мы должны помнить, за что они бесстрашно отдавали свои жизни и шли на огромные жертвы и лишения. И лучшая дань памяти жертвам этой двухвековой борьбы – это возродить и возвысить то, за что они боролись, и то, что они всеми силами пытались сохранить для себя и для своего будущего поколения – для нас с вами. Они донесли нам Ислам, нашу прекрасную религию, которая является душой нашего народа. Лучшим знаком благодарности их светлой памяти будет возрождение нами и поднятия уровня понимания нашей религии, которую они бесстрашно оберегали, подобно тому, как львы оберегают своих львят от любой опасности. Если мы сможем этого достичь, то мы сохраним наш светильник, который не даст нам сбиться в этой жизни, ни при каких обстоятельствах. Всевышний Аллах говорит в Коране:
يُرِيدُونَ لِيُطْفِئُوا نُورَ اللَّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَاللَّهُ مُتِمُّ نُورِهِ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ (٨)
«Они хотят погасить свет Аллаха (религию) своими ртами, но Аллах сохранит Свой свет (религию), хоть и ненавистно это неверующим» (61:8).
Сейтумеров Сейтумер