19 апреля 1783 года Российская империя в одностороннем порядке присоединила Крымское ханство. Была завоевана территория, но не был покорен народ — мусульманский народ Крыма.
Аннексия и сопутствующие ей события сыграли в судьбе крымских мусульман трагическую роль. Будучи переломным моментом, они стали вестниками бедствий и страданий, пришедшие на смену былому покою и благополучию.
С периода образования крымских татар как народа и до потери ханства, была идея, которая живила. За небольшой промежуток времени она смогла поднять мусульман на более качественный уровень, сделав их эталоном для других народов, примером для подражания. Ислам не только способствовал появлению крымских татар, но и смог объединить другие в один единый, — в составе Исламского государства Халифат, в котором Крымское Ханство заняло свое достойное место. Одним из ключевых факторов былого успеха является и то, что помимо идеи, Ислам предложил систему, регулирующую все сферы человеческой жизни. Применение этой системы было залогом порядка и благополучия. Наши предки это прекрасно осознавали. Их принципиальная позиция во время оккупации, и отчаянные действия являются тому самым, лучшим подтверждением.
После аннексии мусульмане оказались в сложном положении. Когда была потеряна власть, стало невозможным претворять все законы Ислама, поэтому крымские мусульмане пытались исполнять хотя бы то, что было под силу. Таким образом, религия стала главным фактором, способным уберечь народ от ассимиляции и полного уничтожения.
С приходом коммунизма, насильно насаждались идеи материализма и отрицания религии. Нас учили атеизму. Безжалостная советская машина упорно работала над искоренением культурной платформы мусульман. Однако, какова бы не была жестокость и давление со стороны государства, свет Ислама все же не угас.
После возвращения из мест депортации, крымские татары столкнулись с новыми идеями. Идеями демократии, отделения религии от жизни. Бытует мнение, что народу следует развиваться исключительно по демократическому пути. Все решения берутся из западной модели. Однако, к большому сожалению, мы совсем не замечаем наше историческое наследие. Мы не обращаем на Ислам внимание.
Когда-то Ислам смог объединить разные племена, и сделать из них один мусульманский народ. Ислам является нашим фундаментом: на основе него мы образовались, благодаря ему — сохранились, и только с ним — сможем идти дальше вперед.
Времена аннексия и благородные позиции наших предков являются еще одним напоминанием для нас. И сегодня следует начать серьезную дискуссию в обществе о способности Ислама стать идеей, способной объединить, сохранить и поднять наш народ.
Эльдар Ваапов