Начало в номерах 10(50), 11(51),13(53),14(54),15(55)
В предыдущих частях статьи мы увидели, какая картина Крыма и его жителей предстала перед Марковым в 60-х г.г. XIX в.. Как описал этот путешественник крымских мусульман, как, не смотря на свое христианство и происхождение из российских дворян, автор с определенной симпатией и уважением относился к крымским мусульманам, что даже высказывался о необходимости перенятия своим народом их определенных моральных норм и черт поведения.
Но что же сделало народ таким, что представитель элиты завоевателей, относящийся к «более прогрессивной» европейской цивилизации, получивший прекрасное образование, сам работавший в образовательной сфере, не считал крымских татар в общем и целом отсталыми, дикими варварами, обращал внимание на их положительные нравы, привлекательные черты жизни, высокие моральные принципы и проникся к ним определенным уважением? Взять, например, крайне низкую степень воровства среди крымских мусульман, поразившую Маркова, или почтенное отношение к старшим, или отсутствие такого распространенного в России порока, как пьянство, или разврата (напомню, в «цивилизованной» Европе и России уже практически свободно функционировали публичные дома), или честность? Перечислять можно и дальше, но суть не в этом.
Если внимательно посмотреть, то высокий уровень народа того периода был им приобретен исключительно благодаря Исламу, внимательному изучению его и старательному претворению в жизнь. Ведь тогда функционировала широкая сеть мектебов и медресе, оставшаяся в наследство от Османского Исламского государства, в которых на высоком уровне (и это отмечает не только Марков) преподавались не только чисто исламские предметы, но и повседневные знания на уровне, охватывающем почти всех детей крымских мусульман. Ведь тогда Коран умели читать (и даже понимать) почти в каждом доме. Ведь тогда мечети стояли чуть ли не на каждом шагу (только в конце XVIII в. на гравюре, изображающей небольшую часть нынешнего Старого города в Симферополе видно более семи минаретов в разных частях города). Ведь люди росли богобоязненными, и таковыми же старались воспитать своих детей. Ведь шариат соблюдался строго и никого это не смущало. Не было проблемы пойти на намаз («ой, я так занят!»), на Джума («ну мне же работать надо!»), критерии «харам – халял» определяли, что можно, а что – нельзя (а что мы слышим сейчас? «А я вот как думаю…»?), вера в Аллаха присутствовала не «в сердце», а на практике.
Мы видим, что народ вызывал уважение даже у завоевателей благодаря Исламу и его соблюдению. Просто представьте себе, что бы написал о крымских татарах Марков, или какой другой путешественник, если бы посетил Крым сегодня? Подумайте над этим, а так же над тем, что останется нашим детям кроме домов, денег и земли…