4 октября в Судаке было проведено Общенациональное собрание, организованное Оргкомитетом, который был сформирован различными общественными организациями и ветеранами крымско-татарского национального движения.

Одним из организаторов мероприятия выступила партия «Милли арекет партисы» (Milli Areket partisi). Мероприятие носило всекрымский характер, поэтому участники приехали из различных регионов Крыма, которых собралось около 170 человек.

Мероприятие началось с дуа Аллаhу. Далее последовали выступления крымско-татарских общественных деятелей, среди которых были А.Мустафаев и Н.Бекиров, а так же ветераны национального движения. Выступающие с резкой критикой оценили  деятельность Милли меджлиса крымско-татарского народа, в целом, и М.Джемилева и Р.Чубарова, в частности, а также деятельность религиозного «лидера» крымских мусульман Э.Аблаева, обвинив их в предательстве. В их адрес прозвучали обвинения в бездействии и оттягивании решений острых проблем крымско-татарского народа. Выступающие отметили то, что, будучи депутатами ВР Украины, они ни разу не подняли вопрос о крымско-татарской государственности. Кроме этого, выступающие напомнили о тех целях, которые были поставлены перед ОКНД еще в момент его формирования, зачитав декларации и резолюции, принятые в то время. Проводя анализ деятельности Милли меджлиса, были предложения о выводе всех членов этого органа из государственных структур, так как, по их мнению, власти не решают проблемы крымских татар и, более того, не признают их статус коренного народа, ограничиваясь лишь термином «национальное меньшинство».  Выступающие высказали свою уверенность в нелигитимности Курултая и всех структур, образованных на его основе, предложив созвать новый Курултай.

Некоторые из участников ответили на вопросы для газеты «Возрождение».

Корр.: -  «Как вы относитесь к тому, что в крымско-татарской среде существуют различные партии и движения с различными политическими программами?»

Абдурешит Джеппаров (председатель партии «Милли арекет» и координатор Оргкомитета):

– «Я думаю, что ничего в этом плохо нет» - ответил  он, приведя в пример людей, которым нужно добраться до какого-нибудь места. И добираются они разными способами – одни автобусом, другие на такси, третьи пешком, но в конечном итоге они соберутся в одном месте, только одни раньше, другие позже.

Айдер Мустафаев считает, что наличие различных партий и движений в нашем народе не приводит к расколу, о котором в последнее время заявляют Меджлис и Муфтият. Также он сказал, что ни разу не встречал тот факт, который можно было бы отнести к расколу, а отсутствие данного явления наглядно показывают – 18 Мая, дженазе, различные акции протеста, где собираются люди с диаметрально противоположными взглядами. Заявления Меджлиса о расколе в народе - по его мнению – делаются для того, чтобы скрыть свою неспособность вести за собой народ.

Надир Бекиров:

- «В спокойное для народа время это хорошо и даже желательно, но в более острое время хотелось бы некой монолитности». По его мнению, наличие различных партий и движений в настоящее время неизбежно и в этом вина ныне действующего Меджлиса и  Муфтията. Вместо того чтобы, убеждая вести за собой народ, эти органы заняли позицию – «я начальник – ты дурак».

Корр.: – «Какую роль вы уделяете Исламу в своей политической деятельности?»

Абдурешит Джеппаров:

- «принимая Ислам, различные племена, населяющие Крым, преобразовались в крымско-татарский народ и это отличительная черта нашего народа. Сегодня и раньше, чем дальше мы отдалялись от Ислама, тем больше у нас возникало проблем. Лично я читаю пятикратный намаз и побуждаю к этому своих однопартийцев. В последнее время количество людей, изучающих свою религию, увеличивается. Поэтому я считаю панику вокруг Ислама излишней».

Айдер Мустафаев:

- «Можно быть не ортодоксальными поклонником Ислама и в то же время Ислам должен ограждать человека для того, чтобы не переступать грань и как последний эпизод – награждение наших лидеров крестами». Далее Айдер Мустафаев отметил несоответствие поступков наших лидеров нормам Ислама, тем более совершивших Хадж, ярким примером которого были события в Крымско-татарском театре, в котором сорвали проведение мевлюда. «Незнание нашим народом Ислама очень легко может быть спровоцировано и разыграна именно эта карта, используя различные страшилки, такие как «исламский экстремизм».

Надир Бекиров:

- Можно сказать, есть синонимы – есть добро, есть справедливость, есть порядок, есть любовь и т.д. – это разные стороны одного и тоже, и для того, чтобы осуществить это в жизни приходится использовать разные механизмы, разные средства, разные пути, разные профессиональные знания. Вот я, в меру того, что мне доступно, пытаюсь где-то сделать добро людям. В принципе, ну и, в первую очередь, своему народу, где этого добра и справедливости не хватает. Если бы мой народ не был в такой ситуации – я  бы, наверное, занимался чем-то другим.


Собкоры «Возрождения» в Судаке

Кучук Энвер и Крестов Шакир