Обеденное время. Товарищ отвез меня в халял-кафе, предложив пообщаться. Давно хотелось задать несколько вопросов тем, кто непосредственно работает в халял-кафе. Очень интересно отношение окружающих к не совсем обычному амплуа пищевого заведения. Ведь принято, что «клиент всегда прав», а хозяева кафешек ради прибыли готовы чуть ли ни на все. Однако здесь другой случай. Наоборот, деятельность халял-кафе регламентируется исламскими нормами, как в блюдах и напитках, так и в отношениях с клиентом.

Нас встретил сам хозяин бизнеса Османов Осман, что упростило мою задачу познакомиться с деятельностью его кафе, а также задать несколько интересующих меня вопросов.


Осман-бей, что вас побудило открыть именно халял-кафе?

Нормы и принципы мусульманского сообщества. Да-да, именно это. Если точнее сказать, то было несколько направлений, в которых мне виделась перспектива развития собственного бизнеса. Однако, то плачевное состояние моральных и идейных норм, в котором находится мой народ, удручает. Вот товарищ рассказывал, что в Ливане, в районах плотного проживания мусульман, в магазины, где продается спиртное, жители даже за пищевыми продуктами не ходят. Это у них общественная норма — не продавать спиртное и не употреблять. Их государство не запрещает его продавать, и его продают в других районах, но в среде мусульман на спиртное — табу. Да, конечно, влияние мировых тенденций мы тоже ощущаем. Если в Узбекистане, а там подавляющее большинство — мусульмане, любой незнакомый ребенок, встретив вас на улице, говорил «Ассалом», то здесь такое и вовсе не наблюдается. Поэтому я остановил свой выбор именно на индустрии «халял», чтобы мой бизнес не просто работал на мой карман, но и внес пользу в восстановление исламских традиций в моем народе.

Не боялись ли вы, открывая столь специфическое направление общепита, что не будет клиентов, что ваше кафе будут игнорировать из-за отсутствия спиртного?

Естественно, одними из первых мыслей были мысли о рентабельности. И сомнения были, и статистика, которую я собрал, была не утешительная, мол, основную выручку кафешек составляет спиртное. Сам вопрос «продавать спиртное или нет» для меня не стоял, однозначно — без спиртного. Но беспокоил вопрос прибыльности такого бизнеса. Я встречался с хозяевами и изучал опыт уже существующих халял-кафе в Бахчисарае и Симферополе, и сформировал свой взгляд, можно сказать, свою стратегию в этом. Уповая на Аллаха, рискнул, и на сегодняшний день я доволен результатами, хвала Аллаху.

Каков ваш основной контингент? Есть ли среди посетителей вашего кафе, кроме соблюдающих мусульман, и несоблюдающие или немусульмане?

Вы знаете, учитывая, что кафе стоит на трассе, ко мне часто, как это ни странно, заезжает много иностранцев. Естественно, мы общаемся, приветливо встречая их, и продолжая оказывать все знаки гостеприимства. Часто бывают турки, арабы — в основном дальнобойщики. Уже есть постоянные клиенты, они часто останавливаются около нас на ночлег, утром приходят за омовением, а бывает и с нашими работниками читают утреннюю молитву. Много просто проезжающих, туристов.

Если, как бы, привести статистику, то, наверное, в равных долях наши посетители и мусульмане, и немусульмане. Фактически сформировавшийся имидж кафе как места, где можно вкусно и в спокойной обстановке покушать, делает свое дело. Есть много постоянных клиентов разных конфессий. Мы даже уже и не обращаем внимания на то, кто наш клиент, главное, чтобы он вел себя подобающим образом.

Интересовались ли вы мнением о халял-кафе у немусульман? Как они к этому относятся, не смущает ли их это?

Самый популярный вопрос о спиртном. Практически все, кто не является придерживающимся канонов Ислама, спрашивает, мол, почему не продаете. Кроме того, само то, что кафе — «халял», является своего рода приглашением к разговору об Исламе. И неважно кто клиент — мусульманин или нет, все с удовольствием говорят об Исламе. Вон, у нас на входе висит плакат «I love Muhammad». Многие спрашивают «А что это означает?». Как раз рядом работает наш шашлычник — Фират-ага, он-то их и «встречает» своими ответами.

Фират-агъа, нас интересует именно отношение немусульман к вашему кафе. Не обижают ли?

Работа как работа. Ничего особенного, наверное, в этой работе нету. А вот особенное, да — это реакция людей. Действительно, очень часто спрашивают об отсутствии спиртного. Даже крымские татары привыкли, что везде продают. А когда выясняется, что тот, кто будет им готовить шашлык — придерживающийся мусульманин, чувствуется доверие. Вот недавно был случай: один высокопоставленный чиновник, заехавший к нам на обед, тоже начал с этого вопроса. В процессе нашей беседы он проронил: «Я поражен! Я поражен, как вы привязано относитесь к своей вере — этот вопрос спиртного, ваше отношение к женщинам… Мы о вас — мусульманах, слышим совершенно другое».

Многие стереотипы о мусульманах мы здесь разбиваем как своим поведением, так и своим общением. Даже наша приветливость для них необычна. Мы же приветливы с ними не ради прибыли или ради того, чтобы из них «выкачать» деньги — так и спиртное бы продавали. Требование нашего Господа — быть приветливыми с гостями. Довольство нами Аллаха — важнее всего в этом мире.

Осман-бей, что бы вы посоветовали бизнесменам, которые хотят начать бизнес в индустрии «халял»?

В продолжение вашего вопроса, хотелось бы подметить, что сейчас просматривается рост количества халял-кафе. Мы не первые в этом списке, и уже далеко не последние. Реакция людей на халял-заведения достаточно положительная. Клиенты уже ощутили, что здесь, кроме вкусной пищи, еще и приятная, безопасная обстановка. А раз обслуживающий персонал — это придерживающиеся мусульмане, то их — клиентов, не обманут, не обидят, не нагрубят. Нарастающая популярность халял-кафе — это признак возрождения исламской идентичности в Крыму.

Я рассматриваю такого рода заведения, а вернее их количество, как лакмусовую бумагу, которая отражает состояние наших исламских обычаев. Я надеюсь, что найдутся энергичные личности, которые начнут поднимать и другие «халял» направления, что также будет серьезным практическим воплощением исламских факторов в современной реалии.

 

Специально для газеты «Возрождение»
Ислямов Э. И.