Халифат: ключ к научному прогрессу На протяжении многих веков достижения Уммы в области науки и техники опережали европейские страны. Однако, этот прогресс был возможен только тогда, когда Ислам полностью претворялся в жизнь. Нынешнее положение Уммы обусловлено тем, что сегодня мусульмане находятся под управлением капиталистических систем. Как только Халифат будет восстановлен, Умма снова будет, с позволения Аллаха, занимать лидирующее положение в мире в любой сфере, включая технический прогресс.

Исламская Вера: Роль разума

В Исламе, вопрос о науке и технике никогда не был дискуссионным. В Исламе Вера основана на рациональном мышлении – мусульманин приходит к вере в Аллаха исследуя мир и приходя к твердому выводу, что Вселенная не могла бы существовать без вмешательства Аллаха. Многие аяты в Коране побуждают человека думать и размышлять о Вселенной:

«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» (3:190).

«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?!» (88:17-20)

Аллах также посылал Своих посланников с чудесами, чтобы дать людям четкие признаки того, что они действительно пришли от Аллаха. Доказательством пророчества пророка Мухаммада ((да благословит его Аллах и приветствует)) является неповторимость Корана. Аллах сообщил в Коране:

«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (2:23).

Аллах сделал наш разум инструментом для постижения Имана. Однако это не означает, что мы должны рационально понимать, для чего был ниспослан каждый закон. Напротив, мы уверены, что каждый закон правильный, потому что этот закон от Аллаха, Знающего и Мудрого.

Решение Шариата по поводу науки

Для разъяснения всех вопросов мы должны обращаться к Корану и Сунне. Наука и техника не являются исключением. Было передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал по поводу ручного опыления финиковых деревьев: «Вы лучше осведомлены в рабочих аспектах своей повседневной жизни» (Ахмад). Передано также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал двух мусульман в Йемен обучиться производству оружия.

В результате, Умма всегда понимала, что в вопросах религии (поклонение, политика, экономика и т.д.), мы должны брать решения только из Корана и Сунны. В вопросах науки и техники, Аллах разрешил нам использовать наши знания для исследования устройства Вселенной, которая нас окружает. Как следствие, исламская Умма никогда не сталкивалась с тем, чтобы наука и откровение противоречили друг другу. Это связано с тем, что Ислам является истиной, которая не противоречит реальности.

Более того, ученые, которые жили во времена исламского правления, обнаружили, что аяты Корана являются источником вдохновения, которые побуждали их исследовать вселенную. Аллах сказал в Коране:

Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне!»» (3:190-191).

Поэтому, созерцание и исследование законов, управляющих Вселенной, является способом размышления о творении Аллаха и путем, который позволит стать ближе к Нему.

Исламское государство: Лидер в науке

Когда Ислам претворялся в жизнь, во многих городах мусульманского мира был основан целый ряд учебных заведений, которые занимались переводом научных трудов персов, греков, индийцев и других народов. Во время правления аббасидских халифов (в частности, аль-Мансура и аль-Мамуна), были приложены огромные усилия для сбора и перевода научных работ. Переводчики принадлежали к различным этническим и религиозным группам. Например, Наубахт имел персидское происхождение. Мухаммад ибн Ибрахим аль-Фазари был арабом. Хунайн ибн Исхак был несторианским христианином.

Мусульманские ученые исследовали физические и математические аспекты науки. Например, Ибн Хурдазбих определял широту и долготу различных городов мусульманского мира. Аль-Бируни установил удельный вес ряда веществ.

Ислам также имел большое влияние в области медицины. Под руководством Бану Умаййа мусульмане усовершенствовали систему медицинских учреждений. Во время Халифа Харун ар-Рашида в Багдаде была построена первая в истории города больница. Вскоре после этого было основано множество новых больниц. В некоторых из них были свои сады, в которых выращивались лекарственные растения. К крупным больницам были прикреплены медицинские школы.

Под Исламским руководством, открытия ученых не оставались существовать только на страницах учебников, но применялись и в реальной жизни. Ученые наблюдали за звездами и подготавливали звездные карты для навигационных целей. Ибн Юнус использовал маятник для измерения времени. Бумага, компас, порох, неорганические кислоты и щелочные основания являются одними из наиболее важных примеров научно-технических достижений мусульманских ученых, которые привели к беспрецедентной революции в истории технического прогресса.

Мусульманские ученые способствовали тому, чтобы алгебра стала постоянным разделом математики. Слово «алгебра» произошло от своего первоначального арабского корня «джабр». Мусульманские ученые также развивали плоскую и сферическую тригонометрию и применяли ее в астрономии.

Многочисленные арабские слова и научные термины, которые в настоящее время используются в европейских языках, являются живым примером вклада исламского государства в современную науку. Вот некоторые примеры слов арабского происхождения:

слово «cipher» (английский) и «chiffre» (французский) (перевод на русский – шифр) происходит от арабского слова «sifr» (которое означает «пустой» или «ноль»), описывающего число, записанное справа от другой цифры, которое увеличивает ее величину в десять раз;

слово «alkali» в химической терминологии обозначает определенные вещества, которые, соединяясь с кислотами, образуют соли (перевод на русский – щелочь) и является модифицированной формой арабского слова «al-qali»;

слово «squadron» (английский) и «escadre» (французский), применяемое к части вооруженных сил (перевод на русский – эскадрилья), произошло от арабского слова «askariyyah», которое использовалось в том же смысле;

«admiral» (перевод на русский – адмирал) произошло от «amir ar-rahl».

Исламские науки: Почитание нашего исламского наследия

Рассматривая эти достижения, мы должны предельно внимательно следить за тем, чтобы их относили к Исламу, а не к определенному народу. Часто востоковеды пытаются изобразить такие достижения, как «арабские». В реальности же они произошли в результате претворения Ислама в жизнь. Следовательно, мы, как Умма, должны рассматривать эти достижения как наше исламское наследие, но не как достижения определенного народа или определенного национального государства.

Халифат: ключ к научному прогрессу

Другой важный момент, который не следует забывать – это роль, которую претворение Ислама в жизнь играет в достижении таких успехов в области науки и техники. Запад часто пытается замалчивать роль, которую играла исламская акыда в управлении обществом, пытаясь пропагандировать секуляризм мусульманской Уммe. Европа прибегла к секуляризму из-за жесткой реакции церкви на науку. Однако, откровения Аллаха не противоречат реальности и поэтому появилась возможность побуждать мусульман добиваться превосходных успехов в области науки и техники.

В результате, Халифы были большими сторонниками науки и техники. Развитие военно-морской техники было начато во время правления Халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). Халиф Харун ар-Рашид преподнес в качестве подарка часы Карлу Великому (христианскому императору Рима), чтобы продемонстрировать уровень знаний, достигнутых исламским государством в области науки.

Мы также должны признать, что наука и техника сами по себе не являются целью, а являются лишь инструментами, которые используются для достижения глобальных целей какой-либо цивилизации. Например, Запад добился значительных успехов в технологиях, однако это не смогло устранить глобальную бедность в мире. Впрочем, это связано с тем, что капитализм не имеет концепции развития общества.

Его основной целью является предоставление возможности человеку следовать своим желаниям так, как он считает нужным. Вследствие этого, у нас есть музыкальные плееры, плоские телевизоры, ядерное оружие – и больше миллиарда людей, живущих менее, чем на $ 1 в день. Ислам, наоборот, использует науку и технику для того, чтобы служить Аллаху и целям, которые Он поставил перед нами Шариатом. Например, в исламском государстве больницы строятся для всех – независимо от того, богатый пациент или бедный.

Нынешняя неудовлетворенность: упадок мышления Уммы

Упадок науки и техники в мусульманском мире возник в результате беспечности в понимании и реализации Ислама. Изучение и понимание арабского языка пришло в упадок, иджтихад был заброшен, и открылись двери для миссионерских, культурных и политических вторжений Запада. Эти факторы эффективно решили судьбу самого исламского государства, и к концу 20-го века нашей эры исламское государство было уже не в состоянии защитить себя от европейского натиска.

Ни одна нация не может развиваться – в научном плане или любом ином, если она не принимает всеобъемлющий образ жизни, основанный на разумной акыде, и мусульмане не являются исключением из этого правила. Для того, чтобы Умма развивалась, мы должны претворять Ислам в жизнь, чтобы преуспеть в первую очередь в сфере культуры (поклонение, правление, экономика и т.д.), а затем в сфере науки и техники.

Достижения в области науки и техники являются косвенным результатом веры в Аллаха, Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и в Последний День. Более того, без претворения Ислама в жизнь не может быть никакой структуры, которая бы позволила использовать творческий потенциал этой Уммы.

Пусть Аллах направит умы и сердца этой Уммы, и осчастливит нас Халифатом, чтобы мы могли править тем, что Он ниспослал.

وَأَنْزَلْنَا الْحَدِيدَ فِيهِ بَأْسٌ شَدِيدٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ

«Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей» (57:25).

Khilafah.com