mozg

Ни для кого не секрет, что словосочетание «Религиозный экстремизм» неприятно режет слух  любому жителю Крымского полуострова. С момента возвращения на Родину крымских татар и возрождения из небытия их религии, оно сопровождает всякие попытки этого народа добиться справедливости к себе. Помнится,  как воспитанные в советской стране и в основной массе не имеющих понятий об Исламе участники акций протеста или митинга, в большинстве случаев интуитивно, или имея буквально поверхностные знания, использовали исламскую символику или лозунги только лишь для подчеркивания своей идентичности.  Доходило до того, что  на самом деле по своей ментальности ни чем не отличающиеся от остальных граждан СССР, ну а потом, и Украины, получали, ярлык религиозного экстремиста, смысл которого как и многое из этого рода является размытым не ясным. Это позволяет его использовать для характеристики широкого спектра возникающих в обществе протестных настроений. Зачастую легкомысленно используется в подтексте «джинсовым» журналистом, освещающим женскую исламскую конференцию или попытку в правовом поле Украины решить вопрос фотографирования на паспорт в предписанном религией одеянии. Рыская в справочном материале в поиске наиболее четкого определения этого понятия, обнаружил большое количество трактовок. Начиная с того что «религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией», и, заканчивая таким пространным «религиозный экстремизм – разделить мир на «верных» и «неверных» и отказать последним в праве на собственную веру».

Исходя из приведенного выше и проецируя это на крымские реалии, найдем ли хоть какое-то проявление религиозного экстремизма? Конечно, субъективно, можно приписывать к любой ситуации достаточно заметить в толпе протестующих некий религиозный атрибут, так сразу разводить полемику о присутствии религиозного экстремизма. Но все-таки? Есть ли хоть малейшие предпосылки?

Отслеживая периодику с момента начала возвращения в Крым по сей день можно заметить тенденции к уменьшению привязывания понятия к крымским реалиям. Можно заметить попытку дать объективную оценку этих тенденций. Как и можно заметить, что попытка  сделать сенсацию на этой теме или PR-ход выглядят нелепыми и глупыми.

Не секрет что каждый житель региона желает, прежде всего, спокойствия в своем доме, стабильности. Любой информационный всплеск выводит человека из состояния стабильности,  вызывает в нем беспокойство и желание любым способом возвращения к утерянной стабильности. Новая реальность, которая досталась от атеистического прошлого, выглядит достаточно шероховато. Становление общества и неизбежные трения и притирка всех шероховатостей открыло перед обществом явления, о которых оно имело информацию из разных источников, но не сталкивалось в жизни. Имея заложенный в сознание стереотип, новое сначала воспринималось крайне негативно. Заинтересованные в сохранении такого восприятия в своих корыстных целях, старались сохранить это стереотипное мышление. Однако здравый смысл таки взял верх над всеми попытками такого рода манипуляциями.

В попытках отследить проявления религиозного экстремизма многими аналитиками делается не совсем корректная аналогия с конфликтными регионами, как например Андрей Кириллов (Крымский Независимый центр политических исследователей и журналистов) в 2008 году в своей аналитической статье пишет: «Общее мнение экспертов по вопросу о радикальности крымских салафитов и Хизб ут-Тахрир сводится к признанию их конфликтного потенциала в степени, превышающей общую, в целом весьма толерантную позицию большинства крымских мусульман, однако радикализм крымских мусульман-модернистов пока еще очень далек от экстремизма в его яркой ближневосточной или северокавказской форме». Такая оценка неверная в том смысле, что экспертом упускается из виду причины возникновения этих конфликтов. Например, северокавказский конфликт, по большому счету, берет корни из времени распада СССР и попытки образовать независимые государства на Кавказе в череде образования независимых государств на постсоветском пространстве. Действительно, религиозную составляющую здесь следует рассматривать как следствие, но не как причину. В тоже время, эксперт делает акцент на тот факт что: «Важным моментом является то, что религиозная составляющая, будь то ислам как таковой или ислам салафитов является лишь дополнительной, добавочной легитимацией активных мобилизационных действий крымских татар в ситуациях, субъективно оцененных ими как враждебные».  В целом, взгляд на ситуацию в 2008 году и  прогноз на будущее достаточно объективен, за исключением моментов, где указывается цель «нетрадиционно» верующих как то, что это борьба с ДУМК. Такая оценка породила  сегодняшнюю ситуацию  неверного представления о том, что внутри крымскотатарской среды существует противостояние на религиозной почве.

Говоря о ситуации в Крыму можно сказать, что на самом деле пик спекуляций на теме религиозного экстремизма пришелся на период выборов. С приходом новой власти обсуждения темы стали заметно исчезать, что говорит об искусственном нагнетании противоречий. В Крыму прошел ряд исламских конференций. Примечательно, что темой на одной из них был обсуждаемый нами вопрос. Участвовавшие после этой конференции в «круглом столе» эксперты  единодушно отметили отсутствие предпосылок и исключили проявление проблем, связанных с Исламом.

В одной из передач Евгения Киселева на теле канале «Интер». Когда обсуждалась возможность событий аналогичных тем, что произошли в «Домодедово», эксперт Алексей Малашенко (Московский центр Корнеги) отметил существенную деталь в недопущении проявлений всякого рода конфликтов в практике открытого диалога. Он сказал, что исключение диалога ведет к тому, что тот, кто, будучи ущемленным, не будет услышан, начнет применять в качестве аргумента иной довод. Это повлечет за собой последствия крайне трудно разрешимые. И указал, что такого рода диалог, когда он был возможен на Северном Кавказе, был проигнорирован.

По большому счету, на самом деле тема религиозного экстремизма должна обсуждаться  экспертами, но, ни в коем случае не политиками. Ибо когда в дело вмешиваются политики, то  ситуации начинают доводиться до критических. И следует остерегаться спрашивать у них мнения, потому что далекая от объективности сугубо популистская позиция все равно кроме как эмоционального возбуждения слушателя не вызовет.

В этой связи хочется отметить взвешенный подход киевского эксперта Игоря Семиволоса: «…мы живем в глобализированном мире, где существует конкуренция идей, и никоим образом мы не сможем или отделиться или запретить идею. Лучший способ обезопасить себя от проявлений радикализма и экстремизма - это не запрещать, а предотвращать возникновение причин, порождающих радикализм и экстремизм».          

Однозначно, процессы становления и определения кто есть кто в Крыму подошли к стадии открытого диалога. Ощутимы понимание проблемы и во власти, когда она демонстрирует устранение противоречий, которые могли бы повлечь за собой обострения. Это видно и по решению вопроса Соборной мечети, и по намеченным тенденциям положительного решения в пользу мусульманок вопроса  фотографирования на паспорт в химаре. Да и в самой среде крымцев сформировалось четкое осознание того что только посредством диалога можно решить вопросы как внутри народа так и в Крыму в целом. Именно диалог действенное средство выявления кто на самом деле спекулирует на невежестве крымчан.

Энвер Кадыров