Если Ваша мать родила бы Вас на корабле, то Вы что, старались бы остаться в море навсегда?
(Эльчин Гасанов)
Сегодня миру известна еще одна теория – теория так называемого «географического единства».
Сущность концепций «географического единства» заключается в том, что люди составляют целостное, гармоничное и развитое общество в силу проживания на одной территории и в одинаковых географических условиях, обеспечивающих экономическую и культурную «жизнеспособность нации».
Сторонники этой концепции убеждены, что когда люди живут на одной земле и тесно связаны с ней - инстинкт самосохранения побуждает их защищать себя, страну и территорию, на которой они живут, вследствие чего, у них развивается патриотическая связь.
Современные сторонники этой теории связывают развитие человека с воздействием внешней среды и местом рождения и проживания данного индивида. Они убеждены, что организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Согласно этой логике, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.
Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.
В современном мире концепция «географического единства» плавно переросла в более глобальное понятие «регионализм», а для того чтобы совокупность государств, представляющая собой некую общность, стала «регионом», необходимо наличие всех или части следующих признаков:
• географическое единство территории;
• сходный тип экономики;
• общность исторических судеб;
• наличие свойственных только этой группе особенностей культуры (материальной и духовной);
• совместная работа в региональных международных организациях.
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились (Джордж Бернард Шоу)
Профессор Чикагского университета, Пол Гомберг, сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека, прежде всего с представителями «своей» территориальной общности.
Получается, что патриотическое мышление как бы «объединяет» людей одной страны, одного государства, против людей – граждан другого государства, то есть, противопоставляет людей по признаку гражданства. Гражданам «своей» страны патриотическое мышление приписывает свойство «хороший», а гражданам других стран – свойство «плохой». Все это в конце-концов приводит к феномену философско-политической паранойи, – когда разные неудачи страны объясняются всегда происками внешних врагов и всякого рода «темных сил». Общество с патриотическим мировоззрением остается слепым, оно не может выявить, вскрыть истинные, внутренние причины неудач, ибо все время ищет их извне, а идолопоклонство перед Родиной не дает ему «прозреть». Так вот, патриотизм, делающий идола из страны как таковой, предлагает, по сути, «возлюбить» вместе со страной и все то зло, делающееся в ней, принять существующие в ней ложь, несправедливость, уход от истины.
Здравомыслящий человек, изучая эти концепции, понимает – единство на основе этих мыслей – слабая и ограниченная связь. Более того, она свойственна даже животным и птицам, а это наводит на мысль о том, что такое объединение является инстинктивным, а не разумным.
Когда-то малоизвестный английский птицевод по имени Генри Элиот Говард, изучив множество различных видов птиц, заметил, что самцы некоторых видов, обосновавшись в каком-то месте, изгоняли с этих участков других самцов этого вида, когда они туда забредали. Он также заметил, что эти участки привлекали самок этого вида и что там происходило спаривание и гнездование. Со времени этого открытия явление территориальности было отмечено у многих видов животных.
Изучая эти концепции на практике, понимаешь, что патриотическая связь имеет влияние, когда существует иностранная агрессия на родину путем нападения на нее или ее захвата, но в положении, когда родина находится в безопасности от вражеской агрессии, она не имеет воздействия. Самый ясный пример этого – страны, которые содержат население, резко отличающееся своими мировоззренческими мыслями. Они постоянно испытывают внутреннее напряжение и гражданские войны, страна не успевает выйти из одной войны, как входит в другую. Это служит доказательством того, что патриотизм не служит связью для общества. Это – Ливан, Кипр, Босния, Алжир и т.д. Каждая из этих стран образует одно государство (одну отчизну), на которой проживает одна общность, однако различие мыслей делает чувства различными, а государство раздробленным.
Взгляд Ислама на концепции географического единства
Для того, чтобы рассудить какую-нибудь идею, и принять решение относительно неё, необходимо сначала понять смысл этой идеи, ее реальность и цель, к которой она стремится, а потом можно заключить постановление относительно данной идеи, принятое на основе Ислама.
Миссия Посланника (с.а.с.) не была завершена, пока он не объединил арабский полуостров под знаменем Ислама, где населяющие его люди стали единым народом. Однако он не ограничился этой территорией и мусульманами-арабами.
Он продолжал распространять свет своей религии и увеличивать исламскую умму. Общность, которая готова была тогда и готова сейчас принять каждого, кто желает присоединиться к ней, приняв Ислам и подчинившись законам Аллаха. На той же основе, и после Посланника Аллаха (с.а.с.), под руководством халифов мусульмане продолжили открывать страны за пределами аравийского полуострова, неся Ислам посланием к миру, чтобы вывести нации и народы из тьмы империй, выдуманных законоположений и их несправедливости, к свету Ислама и справедливости его законов. Исламское государство увеличивалось, чтобы охватить новые территории, многие народы мира, различающиеся расой, религией, народностью, культурой и просвещением.
В противовес этому, концепция географического единства является связью, которая собирает людей, проживающих в пределах границ какой-либо из этих стран, и отделяет тех, кто проживает за ее пределами. Таким образом, ливанец становится связанным только с ливанцем, египтянин только с египтянином, украинец с украинцем, и вот так разделяются люди и становятся различными интересы каждой стороны.
Что тревожит ливанца не тревожит иракца, что беспокоит египтянина не беспокоит жителя Кувейта и т.д. Как же это соотнести со словами Посланника Аллаха (с.а.с), который говорит: «В своей любви, милосердии и сочувствии к друг другу, верующие подобны одному телу, когда один из его органов поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и жаром».
Некоторые люди относят идею любви к своей территории к Исламу, и говорят, что Ислам побуждает к патриотизму и укрепляет патриотические чувства у мусульман, доказывая это тем, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал, когда переселялся из Мекки в Медину: «Ты самый любимый из городов Аллаха для меня, и если многобожники не вытеснили бы меня, не вышел бы».
Хадис Посланника (с.а.с.), который они использовали для обоснования своего утверждения, не имеет абсолютно никакой связи с патриотизмом. Посланник (с.а.с.) полюбил Мекку не потому, что это его родина, а полюбил этот город, потому что он является священным, и в нём находится Кааба. То, что раскрывает вышесказанное, это тот же самый хадис, который они используют, и из которого они взяли только часть, подходящую им. Передаётся от Ибн Аби Хатим, от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (с.а.с.), когда выбирался из Мекки и направлялся к Альгар, повернулся к Мекке и сказал: «Ты самый любимый из городов для Аллаха, и ты самый любимый из городов Аллаха для меня, и если многобожники не вытеснили бы меня, не вышел бы».
Значит Посланник (с.а.с.) любил город Мекку, потому что он есть самый любимый город для Всевышнего Аллаха.
Группы сподвижников, знающих наизусть Коран были похоронены в различных краях Индии и Азовского моря в ходе исламских открытий. Ни Посланник (с.а.с.), ни его сподвижники не давали никакого патриотического совета и не приказывали поставить любовь к определенной территории выше любви к Аллаху, а наоборот их единственной заботой и задачей решающей их судьбу было возвышение слова Аллаха и распространение Ислама, чтобы вывести людей из мрака к свету.
Тонкая грань
Часто слышу, что понятие «любовь к Аллаху и Его религии» уничтожает идентичность определенного человека и его привязанность к своей Родине и земле; превращает в часть безликой массы без имени, племени, рода. Здесь важно правильно расставить акценты.
Любовь к своей земле, и патриотизм – это две разные вещи. Любовь к своей земле является естественным проявлением инстинкта в человеке. Это наблюдается тогда, когда сердце человека привязывается к какому-нибудь месту, к которому он привык и с которым связаны приятные воспоминания. Таким образом, человек любит свой квартал, деревню или город, в котором он вырос или прожил долгое время. Любит запах земли и цветов, которые растут вблизи его дома. Однако эта любовь не распространяется на большее, чем его деревня, город или район, где он жил. А патриотизм, который распространяют политики, это то, что они хотят сделать связью объединяющей жителей одной страны и отделяющей от них других людей.
Каждый раз, когда правительственным чиновникам, должностным лицам, политикам нужно оправдать собственные амбиции, они прибегают к патриотической аргументации.
Один из таких примеров мы находим в исследовании немецкого ученого Вольфганга Шивельбуша. Он, анализируя существенное влияние пряностей, кофе, чая, табака на развитие европейской цивилизации, пишет, что в XVIII веке кофе являлся для Германии крайне невыгодной статьей импорта. Потребление росло, а своих колоний с плантациями, как у Нидерландов и Франции, не было, поэтому страна «должна была удовлетворять свой спрос на кофе за счет импорта, который обеспечивали посредники. Таким образом, из страны вытекали огромные суммы…».
В конечном счете, государство не придумало ничего лучшего, чем ограничение потребления, то есть решали проблему за счет граждан: более высокая пошлина на кофе, государственная монополия на его продажу и жарку и даже прямые запреты. Самое интересное то, как пытались оправдать эту недальновидную политику. Кофе провозгласили не немецким напитком не только из-за оттока денег из страны, что делало ее беднее, но и из-за того, что он вытеснил освященный традицией национальный напиток – пиво.
И это еще не все. Кофе нашли заменитель – цикорий. Только горечью вкуса он напоминал запрещенный напиток. «Raison d’etre» (смысл существования — фр.) кофе из цикория был графически представлен на упаковке. На заднем фоне был изображен экзотический пейзаж и корабль, везущий мешки кофе, а на переднем – немецкий крестьянин, который сеет цикорий и отмахивается жестом руки от корабля. Надпись гласит: «Здоровы и богаты без вас!».
Сейчас вся эта история напоминает анекдот, но в разных формах, с разными последствиями она повторялась и повторяется до сих пор. Полагаю, каждый читатель проведет собственные аналогии.
Попробуйте сказать людям, что патриотизм – дурно. С этим большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой: «Да, фанатичный патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся».
Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет.
Некоторые скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств».
Если бы патриотизм был только один: патриотизм всех людей земли, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как в наши времена, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.
Лутфие Ремзи къызы