Исследования показывают, что большинство мусульман хочет Ислама. Однако западные СМИ упорно освещают протесты в мусульманском мире как стремление к демократии.
«… демократия больше чем выборы» [1].
Ципи Ливни – израильский Министр иностранных дел, Вашингтон Пост, 24 февраля 2011.
Храбрые протестующие до сих пор еще находятся на улицах и противостоят тираническим режимам арабского региона. Мир продолжает наблюдать как некогда простые люди, наконец избавились от страха перед их диктаторскими режимами и выбрали достоинство вместо унижения.
С самого начала протестов важнейший вопрос остался без ответа: к чему призывают мусульмане? К демократии или к выборам?
Вопрос до сих пор открыт. Западные репортеры новостей и операторские группы сообщают о том, что демонстранты призывают к демократии. Но так ли это на самом деле? «CNN» и «BBC» сообщают, что протестующие используют демократические лозунги. На самом деле это предвзятое отношение. Это и неудивительно, учитывая тот факт, что представители западных СМИ ходят по улицам в поисках тех, кто может объяснить свои требования на английском языке. Будем ли мы брать эти высказывания как призыв к демократии или все-таки попытаемся разобраться и выясним, действительно ли они призывают к демократии?
Нет сомнения в том, что понятие «демократия» является сомнительным и расплывчатым термином [2]. Можно взять простые смысловые значения, такие как «гражданские права», «справедливые выборы», «верховенство закона», «равенство перед законом», «экономические возможности и более справедливое распределение богатства», «ответственность и прозрачность» – и сказать, что они подразумевают демократию. Сюда же относится выражение «конец коррупции», являющееся близким другом капитализма. Да, многие это приписывают демократии.
Однако можно взять и более глубокое значение демократии, которое включает в себя основополагающие Западные ценности – понятие отделения религии от жизни и то, что законодательство исходит от человека. А это может основываться на желании народа отделения религии от государства, что фактически является отказом от законов Аллаха.
Понимание противоречия между «отделением религии от государства» и «законами Аллаха» означает, что мы должны быть осмотрительными при использовании термина «демократия».
Первым ответом на то, чего хотят люди, являются призывы демонстрантов к Исламу начиная от Туниса и Каира до Сану и Бенгази. Кстати, видео этого легко доступно на YouTube, но почему-то отсутствует в Западных новостях.
Другой ответ исходит из призыва исламских правоведов, побуждающих людей к возрождению на основе Ислама. Телеканал «Аль-Арабийя» сообщил о публикации заявления 90 улемов (ученых) из различных стран, поддерживающих восстание, но осуждающих добавление демократии: «В демократических государствах люди могут голосовать за то, что запрещено в Исламе, как например, устройство борделей, разрешение гомосексуализма, употребление алкоголя, ростовщичества, и запрещение призыва к молитвам или никаба...» [3].
Также это подтверждается фетвой группы независимых улемов Ливии, в которой всем мусульманам говорится о том, что протестовать – это их исламская (а не демократичная) обязанность: «Они (правительство и его сторонники), таким образом, продемонстрировали полное неверие в руководство Бога и его любимого Пророка (с.а.с.) …, что делает их не заслуживающими любого повиновения или поддержки, и делает восстание против них во всех смыслах возможным и обязательным с точки зрения Шариата» [4].
Еще одним ответом являются данные социологических опросов, взятые у авторитетной организации. Научно-исследовательский центр «Pew Research Center» в проекте «Глобальные точки зрения» поставил мусульманам вопрос: «Является ли демократия предпочтительней, какой-либо другой форме правления?» [5]. В своем отчете, опубликованном в январе 2011 года, они получили положительные ответы: Ливан (81 %), Турция (76%), Иордания (69%), Нигерия (66%), Индонезия (65%), Египет (59%), Пакистан (42 %).
Но самое интересное, когда мусульман спросили в том же самом опросе: «Ислам окажет положительное или отрицательное влияние в политике?». Они обнаружили внушительную разницу в пользу Ислама: в Индонезии (91 % положительное и 6% отрицательное), Египет (85 % и 2 %), Нигерия (82 % и 10 %), Иордания (76 % и 14 %) и Пакистан (69 % и 6 %).
В отдельном отчете научно-исследовательского центра «О религии и общественной жизни» за апрель 2010 года говорится, что большинство мусульман, опрошенных в центральной и северной Африке, хотят, чтобы в их странах притворялись законы Шариата: Джибути (82%), Конго (74%), Нигерия (71%), Уганда (66%), Эфиопия и Мозамбик (по 65%), Кения (64%) и Мали (63%) [6].
Это совпадает с предыдущими опросами. В Университете Мэриленда существует программа международных стратегических отношений (PIPA), в рамках которой, было проведено главное исследование в феврале 2007 в Египте, Марокко, Пакистане и Индонезии. Его отчет заканчивается: «В среднем приблизительно трое из четырех соглашаются с тем, что Исламские страны должны ввести строгое соблюдение Шариата, и не допускать Западные ценности в исламские страны. Две трети даже хотели бы объединить все исламские страны в единственное Исламское Государство или Халифат» [7].
Центр Стратегических Исследований (CSS) в университете Иордании провел исследование в среде мусульман в Палестине, Иордании, Египте, Ливане и Сирии в феврале 2005 [8]. Приблизительно две трети опрошенных мусульман в Иордании, Палестине и Египте заявили, что Шариат должен быть единственным источником законодательства. В то время как оставшаяся треть полагает, что Шариат должен быть «одним из источников законодательства». В сравнении в Ливане и Сирии, большинство (почти две трети в Ливане и почти больше половины в Сирии) поддерживают мнение о том, что Шариат должен быть одним из источников законодательства.
Таким образом, требование людьми прав прояснилось, и требование людьми Ислама прояснилось. Люди могут иногда использовать термин, который можно «притянуть» к «демократии». За это охотно ухватились западные СМИ, но у людей есть ясное понимание того, что именно Ислам обеспечивает те права, которые они хотят.
Некоторые мусульмане, опасающиеся того, что их заклеймят как экстремистов, пошли на многое, чтобы приглушить любое стремление к правлению Исламом, в то время как западные СМИ сообщали, что происходящие события имеют демократический уклон. Однако это не должно приводить к замешательству. Мусульмане восстали с иманом в их сердцах. Они поставили свои жизни в столкновениях с танками, самолетами, артиллерией, автоматами и снайперами, громко заявляя, что они хотят падения своих режимов и что они хотят добиться своих прав.
Вне всякого сомнения, что демократия это не только выборы, и для нас не должно быть сюрпризом то, что люди в большинстве мусульманских регионах хотят Ислама.
1 http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2011/02/23/AR2011022305364.html
2 http://www.globalbarometer.net/GBS_Oct_2010/08.%20Bratton%20Print.pdf
3 http://www.alarabiya.net/articles/2011/02/21/138583.html
4 http://af.reuters.com/article/libyaNews/idAFLDE71K1TQ20110221
5 http://pewresearch.org/pubs/1874/egypt-protests-democracy-islam-influence-politics-islamic-extremism
6 http://pewforum.org/newassets/images/reports/sub-saharan-africa/sub-saharan-africa-full-report.pdf
7 http://www.worldpublicopinion.org/pipa/articles/brmiddleeastnafricara/346.php?nid&id&pnt=346&lb=brme
8 http://www.css-jordan.org/SubDefault.aspx?PageId=37&PollId=140&PollType=3
halifat.info