16 ноября признано Международным днём терпимости. Во многих школах Крыма регулярно проводятся мероприятия, приуроченные к этой дате. Говорить же о важности и необходимости толерантности сегодня стало модным явлением. Вот только мало кто задумывается над тем, что на самом деле кроется за обманчивой маской «борьбы с проявлениями нетерпимости».
Сущность идеи толерантности сама по себе противоречива. С одной стороны она призывает к уважению и пониманию людей отличающихся друг от друга по каким-либо признакам, с другой – требует существования границ терпимости, т.е. наличия неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям и убеждениям. Иными словами это выглядит примерно так: «у тебя есть свой взгляд на жизнь, свое мировоззрение, своя система понятий, которыми ты руководствуешься. Это твоё право, я его уважаю и не критикую. Но имей в виду, что не всё тебе дозволено, есть определённые ограничения и запреты, которые ты не должен нарушать». Таково положение вещей. Естественно возникает вопрос: «А судьи кто?». Кто определяет границы между толерантностью и вседозволенностью и почему, к примеру, к гомосексуализму требуют относиться с пониманием, а к никъабу (вуаль) – нет?
Примечательно, что лозунги к терпимости имеют религиозный фундамент. И появились они именно в период становления капитализма, когда шла ожесточённая борьба между церковью с одной стороны и философами с другой. Мыслители выступали против навязываемых сверху христианских догматов, призывая к религиозной толерантности и компромиссу. Вольтер говорил: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение». Таким образом, идея толерантности, положившая начало всем свободам капиталистического общества, и являющаяся его неотъемлемой частью, на самом деле призывает не к терпимости, а к компромиссу.
Толерантность – это инструмент капитализма, посредством которого он распространяет свою идеологию. На самом деле, к терпимости и толерантности призывают тех, кто чем-то не устраивает Запад, который в свою очередь, с легкостью пренебрегает этими «ценностями» в пользу алчных интересов. В Декларации принципов толерантности принятой государствами-членами ООН в 1995г. говорится: «Терпимость – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Чеченская война, оккупация Ирака, война в Афганистане и на Балканах, не говоря уже о многочисленных локальных столкновений – всё это результат политики колониализма, главными игроками в которой являются «борцы» за толерантность.
Интересным является факт, что в последнее время участились программы по религиозным вопросам: Пентагон декларировал несколько программ в области обучения толерантности среди различных религиозных общин, а «Дойче Банк» выделил средства на поддержку исследований в области религиозной терпимости. По всей видимости, сегодня Ислам вызывает раздражение у демократического сообщества. А иначе на кого рассчитаны подобного рода программы, ведь с христианством капитализм «договорился» ещё в 17 веке?
Чему учат детей на уроках толерантности? Уважению и терпимости? Если было бы так, то это прекрасно. Но на самом деле, на этих уроках происходит подмена понятий, и вместо взаимоуважения и добрососедства, из детей формируют индивидуалистов, для которых главное – свобода и личная выгода. Новое поколение учат закрывать глаза на всё, к чему требуют толерантного отношения, даже если это противоречит убеждениям, традициям, религии и культуре народа. Их учат не вмешиваться и не бороться с пороками, не противоречащими демократическим ценностям. «Если девушка ведёт распутный образ жизни, то это её дело, если парень нетрадиционной ориентации, то это его право» – такому критерию обучают на уроках толерантности. Трудно представить, что будет с нашим народом, если будущее поколение будет мыслить подобным образом.
Мусульмане давно под прицелом либеральной машины капитализма. Сегодня ставится задача интегрировать исламские народы в западное сообщество, сделав их себе подобными поборниками демократии. И только лишь Ислам стоит на их пути. Именно поэтому от мусульман так активно требуют толерантности, требуют уступок, требуют отказа от не устраивающих Запад принципов.
يُرِيدُونَ أَنْ يُطْفِئُوا نُورَ اللَّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللَّهُ إِلا أَنْ يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ
«Они хотят затушить свет Аллаха своими устами, но Аллах не допускает иного, как только завершить Свой свет, хотя бы и ненавидели это многобожники» (9:32).
Эльдар Ваапов