Наверное, каждый из нас, высказываясь о происходящем в мире, не раз слышал от своих соотечественников мысли о том, что «это нас не касается», «у нас своих забот полон рот», «а где они были, когда нас выселяли», «нужно думать о возрождении своего народа» и так далее... После таких дискуссий складывается впечатление, что во всем мире существует одна проблема – «проблема крымскотатарского народа», а все остальное – периферия и для нас малозначимо. Поэтому все переживания, цели и задачи свелись к узко национальному уровню – к проблеме языка и крымскотатарской государственности. Какие-то изменения не в нашу пользу на законодательном уровне – ответ однозначный: «бу татарларгъа къаршы япылгъан шейлер», появилась какая-то новая общественная организация или сила в народе, не разделяющая «авторитетный» взгляд меджлиса – «бу да татарларгъа къаршы япылгъан шейлер» и все что происходит в реальности Крыма - «татарларгъа къаршы япылгъан шейлер». Веский аргумент, неправда ли? Да, нельзя отрицать наличия этих проблем в народе, это было бы необъективно. Их нужно решать, и в каждой сфере должны работать специалисты. Но разве можно гиперболизировать эти проблемы до такой степени, что многие из нас превращают решение этих проблем в смысл нашего человеческого существования? Если ты не говоришь на крымскотатарском – то зря жизнь прожил и ты «недочеловек»… Если ты сомневаешься в спасительной силе будущей автономии – то ты предал все, ради чего жили и к чему стремились наши предки… Откуда такая расстановка жизненных приоритетов? Кто осмелился утверждать, что жить и умереть «крымским татарином» - цель целей? И как эту цель сопоставить с существованием всего человечества в целом? А как же наша религия - Ислам? Как же общий смысл нашего человеческого существования?
Отказавшись от атеистического наследия своих предшественников, наше поколение обращается к Исламу, как источнику справедливости и чистоты. Молодые люди направляются в мечети, где хотят встретить своих единомышленников, получить знания. Заметьте, что они приходят туда сами, по своему желанию, потому что новое поколение – это думающее поколение, желающее изменений и полное энергии и потенциала для работы.
Зачем же губить этот потенциал, пропагандируя неприязнь к друг другу? Зачем делить на «своих» и «чужих», на «хизбов, салафов, хабашей», то бишь раскольников и «нормальных традиционных мусульман»? Зачем пугать людей опасными сектами, вместо того, чтобы выявить ошибки друг друга, исправить их в соответствии с шариатом и объединить силы в деле духовного возрождения нашего народа? Разве это решит проблемы?
Работа с молодежью у официальных мусульманских структур поставлена неудовлетворительно. Местное духовенство, высокомерно поглядывая на молодых мусульман, само отталкивает их. Мечети запираются на замки, проповеди скучны и поверхностны, социальная, благотворительная работа хромает, нет никакой интеллектуальной жизни. Молодежи нужны новые молодые, продвинутые, активные лидеры, опирающиеся на исламские (а не националистические) ценности, а не скучные чиновники-деятели религии.
Какие чувства, например, может вызвать у молодых мусульман тот факт, что исламское духовенство в рамках одной страны разбито на два центра – Киевский и Крымский, и они до сих пор не могут найти общий язык? Противостояние между ДУМК и шейхом Ахмедом Тамимом достигло своего апогея в этом году. Достаточно вспомнить ситуацию с поездкой в Хадж, и кошмарную потасовку в здании Крымскотатарского театра…
Можно ли убедить молодежь в том, что причина такого раскола не в элементарной борьбе за сферы влияния, то есть за власть, а в каких-то тонких теологических расхождениях?
Сегодня не прошлый век. И не тоталитарный режим. Можно попробовать запретить человеку выехать за рубеж (дабы он не попал под арабское или турецкое влияние), можно подвергнуть запрету мысли и книги, вопреки принципам демократии. Однако мы живем в эпоху, когда практически не существует границ распространения знания, человек в любой точке мира может получить необходимую ему информацию.
Невозможно ограничить доступ человека к информации, запретить человеку слушать новости, читать книги, газеты, подключиться к всемирной паутине – Интернету. Человек там читает тексты, смотрит видео, слушает аудиозаписи. Владея различными языками можно вообще не испытывать никаких ограничений.
Одним словом, ни запретительными мерами и ни жестким давлением невозможно противостоять исламизации молодежи. И нам, крымским татарам, обособиться и замкнуться в лоне «своей традиционной религии» не удастся, это тупиковый путь. Слишком сильная идея – идея единства исламской уммы и слишком тусклым кажется национализм на фоне света общечеловеческой религии - Ислам. Мы творения одного Создателя и все равны перед Ним.
Мы все должны быть рядом друг с другом не только во время крупных праздников и пятничных намазов, но и в любое другое время: днем, вечером, утром. Регулировать свои взаимоотношения на основе Ислама и быть покорными Аллаху, отбросить свою гордыню и прислушаться к мнениям друг друга. И вместе, держа друг друга за руки, а, не махая дубинками – прийти к самой правильной идее возрождения нашего народа.