Находясь в местах депортации, на чужбине, крымские татары жили с мыслью о скорейшем возвращении на родную землю. Однако, добившись своего законного права жить в Крыму, появились другие задачи, также требующие своего решения, такие как: обустройство, реабилитация, реституция, восстановление автономии и т.д.
Но, пожалуй, самым главным, без преувеличения, является вопрос о сохранении самобытности крымско-татарского народа и его возрождения. В этой связи возник вопрос о том, какая идея могла бы и дальше объединять крымских татар, способствовать их возрождению и развитию. В силу различных причин вся полемика вокруг этого вопроса сосредоточилась на неясной национальной идее, хотя вполне четко были обозначены ориентиры на демократические ценности.Вместе с тем отметим, что процесс возвращения крымских татар совпал по времени с разрушением безбожного государства, длительное время подавлявшего религиозные проявления крымских мусульман. В результате чего в их сознании образовалась «зияющая рана», т.е. по сути были преданы забвению исламские понятия, взгляды и нормы, благодаря которым собственно и сформировался крымско-татарский народ, став отличительным мусульманским народом.
Хвала Аллаху, девяностые годы минувшего столетия ознаменовались духовным подъемом. Активно пошли процессы религиозного возрождения, «рана» начала затягиваться. В сознание крымских татар – мусульман начали возвращаться утраченные истины, а также понимание того, что Ислам – это не отвлеченное понятие о жизни, а идеология, регулирующая все дела в жизни мусульман. На этом фоне появились идеи о сохранении и возрождении крымских татар на основе исламских ценностей и исламской культуры – нашей культуры!
Сегодня ни для кого не секрет, что наиболее активно на ниве исламского призыва в Крыму, в Украине и во всем мире в целом, работает исламская партия Хизб-ут-Тахрир. Этот очерк не направлен на то, чтобы очередной раз раскрывать идеи, цели и метод деятельности Хизб-ут-Тахрир. Желающие могут это сделать без особых усилий, информация об этом доступна каждому. Душой и сердцем Хизб-ут-Тахрир является Ислам, и в его деятельности нет ничего неисламского. Кто сомневается – пусть приведет доводы. Поэтому, как минимум удивление вызывает реакция на деятельность Хизб-ут-Тахрир лидеров меджлиса и муфтията, которые будучи мусульманами(!) ведут оголтелую кампанию против искренних сторонников Хизб-ут-Тахрир, обливают их грязью, устраивают провокации и при этом не гнушаются использовать грубую силу. Как же так случилось, что лидеры меджлиса и муфтията обращаются в госструктуры с просьбой принять жесткие меры в отношении довольно большой части крымских татар, своих единоверцев? Разве это и есть забота о народе? Для чего мы вернулись в Крым, чтобы пасть жертвой от рук своих же лидеров? Да, много вопросов, но нет на них ответов с их стороны.
Но всего этого можно было избежать, если бы люди, стоящие во главе народа ответили на призыв сторонников из Хизб-ут-Тахрир к диалогу. Но они игнорируют этот призыв, очевидно из-за боязни проиграть идейную схватку, расписываясь таким образом в своей несостоятельности в предоставлении альтернативной идеи, как и не отвечают на приглашение участвовать на различных исламских мероприятиях, где, возможно, могли бы быть найдены общие точки соприкосновения и выработана общая программа действий. Из этого можно сделать вывод об ущербности позиции тех, кто против идеи использует ложь и насилие; о слабости тех, кто избегает диалога в силу отсутствия аргументов; о трусости тех, кто жестко устраняет любого своего оппонента.
Следующий вопрос к нашим национальным СМИ, которые то ли добровольно, то ли под давлением стали соучастниками столь циничной травли верующих мусульман из Хизб-ут-Тахрир. Будут ли наши СМИ и дальше однобоко освещать события или все же найдут в себе силы и предоставят возможность высказать свою позицию второй стороне? Разве не является задачей СМИ предоставлять правдивую, объективную и всестороннюю информацию, не лишая зрителей возможности самим делать выводы? Неужели работники национальных СМИ не осознают, что они так же ответственны за мир и стабильность в нашей среде? Все это, во многом, зависит от их порядочности.
И в заключение необходимо сказать о роли джемаата в общественных процессах. В одном из своих хадисов пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Люди, воздерживающиеся от запрещенного Всевышним Аллахом, и люди, не воздерживающиеся от этого, похожи на один народ: они в отношении того, кому попадет верхняя палуба корабля, а кому нижняя – сделали жеребьевку. Некоторым из них попала верхняя палуба, а некоторым нижняя. Если находящиеся на нижней палубе хотели пить, то они чтобы напиться, проходили через тех, кто находились на верхней палубе. Находящиеся на нижней палубе, посоветовавшись между собой, решили на нижней палубе пробить дно судна, чтобы, имея доступ к воде, не беспокоить людей на верхней палубе. Если находящиеся на верхней палубе не остановят их от этого поступка, то все погибнут. А если остановят, то все спасутся».
Красноречивее, пожалуй, не скажешь. Безразличие общества можно отнести к одному из самых больших пороков, ибо именно молчаливое согласие людей с беззаконием порождает множество других пороков и открывает двери для беспредела. Ислам же придал важное значение механизму контроля и отчета людей, взявших на себя ответственность за свой народ, и требует от своих последователей занимать твердую и принципиальную позицию в вопросе отстаивания правды. Таким образом, активная и принципиальная общественная позиция каждого члена общества предотвращает распространение нечестия на земле.