"В будущем будет создана такая форма контроля над обществом, аналога которому не знает история....бесчисленное множество людей, равных и одинаковых, будут жить в постоянной погоне за все новыми и новыми удовольствиями. Они полностью подчиняться той силе, которая эти удовольствия поставляет. И сила этой власти будет абсолютна и незыблема." Олдос Хаксли.
Культура – неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых народов и наций. Возникшая вместе с появлением человека, культура реформировалась и менялась вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения. В жизни общества культура играет примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме. Культура хранит и транслирует (передает от поколения к поколению) комплекс понятий о жизни, программы поведения и общения людей, традиции и нравственно-этические нормы.
Цивилизация же представляет собой материальные формы осязаемых вещей, используемые в жизни. Культура, вытекая из мировоззрения народа или нации, носит частный характер. Цивилизация может быть и частной, и общей. Отдельные объекты цивилизации, исходящие из какой-либо конкретной культуры, являются частными. (Например, объекты древнегреческой культуры, когда женщин ваяли и рисовали в обнаженном виде). Объекты же цивилизации, являющиеся следствием достижений науки, промышленности и его прогресса, являются общемировыми, и не являются характерными для какого-то отдельного народа.
Каждый народ в силу своего мировоззрения формирует свою отличительную культуру. Поэтому мы часто слышим: культура готов, культура персов, славянская культура, культура крымских татар. Иногда даже термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья», «древнегреческая культура», «современная культура» и т.п.
Мусульманам, как носителям Ислама, как нации, имеющей исламское мировоззрение недопустимо принятие чуждой культуры в силу ее полного противоречия исламской культуре в своей основе, на которой она зиждется, а также в представлении жизни и в объяснении смысла человеческого счастья.
XX век принёс много перемен. Они коснулись и культуры, которая неожиданно для большинства, но вполне «ожиданно» для людей обладающих аналитическим складом ума превратилась в мощное средство воспитания целых поколений с новым мировоззрением. И если раньше для того, чтобы та или иная культура была воспринята, заимствована определенным народом нужны были годы, а иногда и столетия (вспомним распространение римской культуры, исламской культуры); то сегодня термин «современная культура» стал с «бешенной» скоростью охватывать территории различных государств под предлогом всеобщей глобализации.
Вследствие падения авторитарных режимов, и с укреплением демократических моделей управления государством и обществом сложилась такая ситуация, когда на авансцену истории вышли массы. (Последствие принципа – «власть народу»). Весь цивилизованный мир, вне зависимости от политической системы каждой страны, встал перед вопросом, как контролировать эти миллионы, и направить их энергию в безопасное русло. Политические и экономические механизмы регулирования общественными процессами оказались недостаточными. Религия, как идеологическая сила и основной институт воспитания общественного сознания, начала утрачивать свои позиции, и роль воспитателя масс должна была взять на себя культура. Новая современная культура…
Прилавки книжных магазинов захлестнула волна беллетристики, а писатели стали зарабатывать состояние своими доступными, лёгкими романами. Пошлые и бессмысленные комиксы приобретали всё большую популярность. А, когда в 1895 году был изобретён кинематограф - абсолютно новая форма творчества, которая не требовала даже элементарной грамотности у зрителя и была обращена ко всем, – массовая культура окончательно утвердилась в жизни общества.
Очевидно, что цели общества, его идеалы, воплощенные в образах искусства, обладают большей силой воздействия, нежели политические лозунги и менее заметны для тех, кто подвергается их влиянию.
Массовая культура использовала новые технические средства, кино, театр, радио, а впоследствии телевидение. Новые представления, новые нормы поведения, нормы жизни благодаря технологии производства продуктов культуры, давшей в руки создателей огромный набор средств психологического воздействия, внедрялись в общественное сознание более эффективно нежели «нравоучения» педагогов или родителей.
Было бы ошибкой сказать, что культура для масс родилась в странах рыночной демократии. Впервые это произошло в Советской России двадцатых годов прошлого века, где культура имела, другое название - "пролетарская культура". В Советской России создавались массовые зрелища на огромных городских площадях, и советские идеологи этого времени раньше, чем идеологи Запада и точнее, откровеннее их формулировали задачи массовой культуры - искусство должно было "служить народу", т.е. тем идеологическим целям, которые определяла руководящая элита.
Главной из всех целей пролетарской культуры было воспитание нового материалистического мировоззрения, в котором подъем экономики важнее морали, эстетики и духовности. Как писал Горький, - "Человек не цель культуры, а eё объект. Цель культуры создание нового человека".
Об этом также упоминал Осип Брик, один из наиболее влиятельных советских идеологов 20-ых годов, - "Мы ценим человека не потому что он переживает, а по той роли, которую он играет в нашем деле. Поэтому интерес к делу, к действию, у нас основной, а интерес к человеку - производный".
Работники западной индустрии массовой культуры никогда не делали таких откровенных заявлений, но они так же, как и как советские "инженеры человеческих душ", выполняли задание управляющего класса - формирование нового сознания, необходимого системе, управляющей обществом.
Целью воспитания нового массового сознания была - "... дрессировка масс, чтобы они не были обеспокоены вопросами, угрожающими стабильности общественного порядка...Бесполезно обращаться к разуму и интуиции людей, нужно обработать их сознание таким образом, чтобы сами вопросы не могли быть заданы...Задача социальных инженеров, социологов и психологов, находящихся на службе у правящей элиты, создание оптического обмана колоссальных размеров, в сужении всего объема общественного сознания до тривиальных, бытовых форм." (Оруэлл).
Очевидно, «хозяева жизни» понимали значение, которое играет культура в воспитании масс. Заказывая музыку исполнителям, они вооружали их необходимыми техническими средствами. Особое внимание было уделено кинематографу, как говорил Ленин, - "Самым важным из всех искусств для нас является кино, так как наше население по преимуществу безграмотно."
Советские фильмы 20-ых годов, "Броненосец Потемкин", "Октябрь", "Конец Санкт-Петербурга", "Юность Максима", были не только шедеврами киноискусства, но и шедеврами манипуляции массовым сознанием, исторической фальсификацией, принятой массами как единственно возможная трактовка событий революции. Такие фильмы как "Цирк", "Свинарка и пастух", послевоенные "Кубанские казаки" показывали страну такой, какой она может быть только в мечте. Мечта примиряла людей с нечеловеческими условиями существования. "Пятнадцатилетний капитан" Жюль Верна показывал колонизацию африканского континента, превратившую свободные племена в почти бесплатную рабочую силу для европейских предпринимателей как триумф прогресса, несущим высокие гуманистические ценности "отсталым народам".
У американцев, в фильме "Rambo IV", герой Сильвестра Сталлоне, железным кулаком, в одиночку, наводит порядок в Юго-Восточной Азии. Он якобы побеждает там, где американская армия потерпела сокрушительное поражение. Хотя это противоречит историческим фактам, зритель верит впечатляющему зрелищу, а не историческим фактам, до которых ему нет никакого дела. И сотни других фильмов, где американцы выступают «спасителями человечества» то от террористических актов, то от природных катаклизмов, а то и от пришельцев…
Индустрия современной культуры поставила на конвейер огромный поток книг, журналов, кино, музыки, в количествах, во много раз превышающих все, что было создано когда-либо раньше. И, прежде всего, телевидение, все 24 часа в сутки, все 386 дней в году.
Кабельное или сателлитное телевидение предоставляет сотни каналов, переполненных фильмами, «мыльными операми», концертами, развлекательными передачами, ток-шоу, реалити-шоу, передачами о работе полиции, опросами людей на улице…Но все они создают впечатление, что это сделано одним и тем же режиссером, на одном и том же конвейере. Да, нам кажется, что у нас есть выбор - это мы держим в руках пульт и всегда можем переключиться на другую программу. Но, и на другой программе мы увидим только стандартное зрелище, стандартные песни или стандартные новости - то, что нам хотят показать те, кто создает это «культуру» и владеет средствами массовой информации. Перед зрителем мелькают тысячи картинок, наполненных действием, но без всякого содержания. Зрителя завораживают сенсациями, шоком неожиданных трюков вызывается подъем адреналина в крови. Зрелища массовой культуры, определению Оруэлла, - "сужают объем общественного сознания до тривиальных, плоских мыслей, идей и образов". Драки, стрельба, погони, ограбления, наводнения, пожары, автомобильные катастрофы, реки крови и секса, обнаженные тела и деньги….
В этой связи кажутся весьма справедливыми слова венгерского композитора Сандора Баласси: "Американская культура прививает молодежи всего мира американский стиль жизни. Также, как физическое загрязнение атмосферы городов Запада приводит к ухудшению качества жизни, так и популярная культура, настоянная на помоях, отравляет культурную атмосферу агрессивно антигуманистической философией, что приводит к дегенерации всего общества, но, прежде всего, к дегенерации молодежи - будущего мира. Если атмосфера, которую создает американская массовая культура, распространится по всему миру неоткуда будет даже импортировать свежий воздух."
Но эта проблема уже решается созданием такой человеческой породы, которая не только способна дышать "настоянным на помоях" воздухом, но воспитывает гурманов мусорного ящика, у которых от свежего воздуха наступает удушье. Это порода дегенератов, забывших о таких непреложных истинах, как вера в Бога, поклонение Ему, нравственность, честность, искренность. Мир словно перевернулся с ног на голову. Добро и высокие жизненные идеалы порицаются, а мерзость и распутство стали нормой. И не дай Бог кому-либо отклониться от неё и пожелать очиститься от этой скверны – ярлык «фанатика», «утописта», «белой вороны» Вам обеспечен.
Вы спросите, где корни таких метаморфоз в обществе? Кто виноват? Это парадоксально звучит, но людям надоело думать и размышлять. Вернее их разучили. Разучили искать, сопротивляться, менять что-либо вокруг себя.
Зрелища, преображая мир в красочные фантазии, развлекая, воспитывают. Если вам что-то не нравится в вашей жизни, заменяйте мечтой реальность, живите в мечте вместе с героями своих любимых телесериалов и эстрадными певцами.
Сегодня «культурный досуг" стал той формой проведения свободного времени, которая нейтрализует жизненную энергию человека, экономит его силы для интенсивной физической работы и отвлекает от попыток понять или изменить свою жизнь.
Современная западная культура превратила жизнь в фейерверк. А он привлекает всех, в независимости от национальности, возраста, образования и культуры. Ведь фейерверк не предполагает размышлений, не обращается к пониманию, не обогащает эмоции. Его назначение ослеплять, ошеломлять своей яркостью, оставляя все остальное вокруг в полной темноте.
Наш народ тоже в прицеле этого оружия. Насколько есть силы сопротивляться у каждого из вас – судить не мне. Но все чаще и чаще сердце одолевает страх, когда вечером садишься на свой любимый диванчик вместе с семьей, чтобы отдохнуть после тяжелого дня, с трудом настраиваешь телевизор на «национальные» каналы, а там какая-нибудь обнаженная звезда «крымскотатарской культуры» поет о любви и совокуплении…И в нос бьёт смрадный запах помоев, именуемых «современной культурой», в оболочке родного языка…
Лутфие Ремзи къызы