Даты, которые мы называем темными - это  раны  горечи, бедствия и унижения,  на теле нашего народа, являющегося  частью великой исламской уммы Пророка Мухаммада (с.а.с).  Одной из таких многочисленных  ран, нанесенных неверными  колонизаторами - это дата депортации  18 мая 1944 г., дата, которая  уходит корнями в прошлое истории  нашего народа, а точнее будет сказать в историю крымского Ханства. 18 мая - это плоды  прошлых  ошибок  и упущений  в Исламском  законодательстве. Сегодня для нас остается   задуматься над прошлыми ошибками  и сделать правильные выводы для того, чтобы не оказаться вновь  в таком положении и вернуть то, что мы потеряли - нашу  землю, честь, достоинство  и величие Исламской уммы.

Образование крымскотатарского народа как этноса и неделимой целостной нации восходит к эпохе распространения Ислама,  начиная с XIII в. крымские татары до проникновения Ислама в Крым  были различными  и состояли из  трех субэтнических групп: южнобережных татар (ялы бойлю), горных татар и степных татар (ногъай). Сформировались в результате слияния тюркских племен (гунны, тюрко-булгары, печенеги, кыпчаки, сельджуки и др.) с оседлым населением горных и прибрежных районов Крыма (потомки тавров, скифов, греков, готов, черкесов и др.)  Каждый из этих народов имел свои традиции, обычаи и религию, которые были окутаны мраком язычество, корысти и неверия.  Именно  этот образ жизни  был причиной постоянной вражды между этими народами .  С принятием   Ислама народами Крыма  их мысли  и чувства преобразовавшись стали едиными, оставив все языческие праздники и обычаи, уже став мусульманами, новой жизнью стали претворять Ислам в своих  отношениях, прекратились междоусобные войны, Крым слал местом где можно было бы найти спокойствие для каждого человека.  Спокойствие, которое Аллах обещает тем, которые уверовали

وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُمْ مِنْ بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا

 Он непременно утвердит им их религию, которую избрал для них, и сменит их страх на безопасность  24:55

К началу XVв.  в состав Крымского Юрта входили степные и предгорные части Крыма и обширные территории на континенте. После смерти Эдигея в 1420 году Орда фактически утратила контроль над Крымом. Хаджи Герай в 1441 году  был избран ханом и возведен на престол. К середине XV века золотоордынский период в истории Крыма был окончательно завершён.

В  1466 году  Менгли Герай становиться новым ханом и заявляет о желании войти в состав Османского халифата. При поддержке улемов, мурз и местного населения отправляется обращение Халифу Исламского государства Мухаммеду Фатиху (Завоевателю) с просьбой принять их под  свое покровительство. Султан Мухаммед Фатих, будучи справедливым и воинственным правителем, очень обрадовался просьбе мусульман Крымского ханства и послал Менгли Гераю знаки отличия и подарки. Именно с этого времени начинается  эпоха золотого века Крымского ханства. Историки и путешественники тех времен с восхищением описывали жизнь в Крыму: «Великолепные дворцы с прекрасными фонтанами, ухоженными садами, резными беседками во дворе, в тени которых вели беседы почтенные старцы. Радостный смех играющих во дворе детей, улыбающиеся женщины опрятно укрытые платками, присматривающие за детьми. Иногда сквозь журчание фонтана, приглушенный шум моря, пение птиц и веселые голоса детей слышится своевременный голос муэдзина призывающего на намаз. В Крыму очень много мечетей,  мусульмане  спешат совершить коллективную молитву.  Всюду порядок и спокойствие. Молодые уважительно относятся к старшим, состоятельные делятся с бедными так, что об этом знает только он и Аллах. Татары - гостеприимные хозяева, мудрые воспитатели, бесстрашные воины, красивые наездники, честные торговцы, спокойные и щедрые….».   Широкое развитие получают научные знания, архитектура, градостроительство, экономика. Ярким примером тому являются города Солхат, Бахчисарай, Кефе, Кезлев, Къарасубазар.  В  этих городах было большое количество мечетей, медресе, дюрбе, ханских дворцов, караван-сараев и бань.  Наш народ   рассветает и приобретает  важность,  занимают высокие посты в Османском халифате и становятся шейхами и ученными Исламского государства. Вот некоторые примеры этих личностей из числа крымских татар в последние два столетия османской истории – с начала XVIII:

Татарджик Абдуллах–кадий Иерусалима, Египта и Медины, Анатолийский кадыаскер (2-жды), кадыаскер Румелии, обратившим на себя наибольшее внимание, вошел в историю Турции как выдающийся государственный деятель, ученый и богослов;

Абдуллах Рамиз-паша (ум. 1813) – бахчисараец, прошел путь от рядового мударрриса до главного инспектора артиллерии и саперных войск, а чуть позже – заместителя государственного казначея в Военном кабинете, позже  был назначен, удостоившись звания паши, на должность командующего военно-морскими силами Халифата (капудан-паша).

Мехмед Саид Халет эффенди (1760-1837) – сын крымского кадия Хусейина-эффенди, один из наиболее влиятельных османских сановников не только начала XIX века, но и всей османской истории в целом. Фаворит молодого султана Махмуда II,  нишанджи (хранитель султанской печати и сводов султанских законоуложений);

В Крым бегут от деспотии и притеснения своих правителей  русские, евреи, украинцы и казаки. Так же и те христиане, которые проживали на территории Крымского ханства не желали покидать его.  Как известно в 1778 году произошло  переселение христиан из Крыма якобы по их доброй воле. Однако  вот что писал еще до революции Феоктист Хартахай в своей работе «Христианство в Крыму» (которую вообще-то часто используют чтобы доказать бесправие над  христианами в Крымском ханстве):

«Игнатий (последний митрополит Готии и Кафы) предложил христианам выход (из Крыма). Христиане, полагая, что их духовный  отец  был подкуплен  Россией, недоверчиво приняли предложение, Весть о выходе христиан разошлась по всему Крыму; татары с крайним негодованием говорили о выходе и жаловались  на хана, который равнодушно смотрит на распоряжения России в отношении христиан.  Со своей стороны, и сами христиане     не желали покидать Крымское ханство. Вот что говорили евпаторийские греки на предложение выйти из Крыма: „Мы его светлостью ханом и отчизной своей довольны; от предков своих платим дань своему государю, и хоть саблями нас рубить будут, но мы все-таки никуда не уйдем“. Армянские христиане в прошении к хану говорили: „Мы слуги ваши и подданные триста лет тому назад, как живем в государстве вашего величества в удовольствии и никогда от вас беспокойств не видели. Ныне же нас хотят отсюда вывести. Ради Бога, Пророка и предков ваших, нас, бедных рабов ваших, просим от такой напасти избавить, за что за вас Бога молить будем непрестанно». Добавлю также, что некоторые из греков и армян, приняв Ислам,  остались в Крыму, слившись, в конце концов, с крымскими татарами.

 Волошин будучи не мусульманином   описывал этот период такими словами: «После беспокойного периода татарства времен Золотой Орды наступает золотой век Гиреев, под высоким покровом великолепной, могущественной и культурной Турции времен Солиманов, Селимов и Ахметов. Никогда - ни раньше, ни позже - эта земля, эти холмы и горы и равнины, эти заливы и плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья.  Но в XVIII веке Дикое Поле затопляет Крым новой волной варваров. На этот раз это более серьезно и длительно, так как эти варвары - русские, за их спиной не зыбкие и текучие воды кочевого народа, а тяжелые фундаменты Санкт-Петербургской империи».

В составе Османского  Халифата Крымское ханство также  приобретает рассвет,   силу и влияние  на политической арене того времени, появляются превосходные  полководцы и храбрые войны способные преодолевать большие расстояния, не смотря на недостачу пищи и провизии. Войско  Крымского ханства   бесстрашно перед лицом врага, отличавшимся своей справедливостью  к слабым и безоружным, братством и уважением между собой, вне зависимости от его места и положения. Примером такой доблести можно привести  историю хана   жизнь которого прошла в героических  сражениях Менгли Герая (1466 г): «в войне за овладение крепостями Акерман и Кил  Менгли Герай участвуя с 50- тысячной коннице, сражались вместе с войском Халифа Мухаммада Фатиха под командованием его сына Баязида Вели и одерживали блистательные победы, что привело к завоеванию огромных территорий    охватившие большую часть Горного Крыма, а также ряд крупных городов и крепостей Причерноморья, Приазовья и Кубани вошедшие в состав владений, которые управлялись непосредственно султанской администрацией. Менгли Гераем построено также Медресе в г. Эски – Къырым, а также ханский дворец и Зынджырлы медресе в Бахчисарае. Менгли Герай был человеком умным, осторожным, любящим свой народ и богобоязненным человеком.

Саадет  Герай. При его правлении  появилось стрелковое оружие - ружья и пистолеты. Производство стрелкового оружия получило впоследствии в Крыму широкое распространение. В Кефе было 10 барут хане,  цехов по изготовлению пороха, а в  Къарасубазаре налажено производство селитры. Оружейные мастерские размещались в Бахчисарае, где в год изготовлялось от 500 до 2 тыс. знаменитых крымских карабинов.  Там же было 20 ружейных лавок, славились так же татарские пистолеты, ножи и кинжалы.    

  Гази Герая. Историки, описывая его личность,  говорили: «Гази Герай был мужественным героическим и образованным человеком, в войнах против русских, персов, венгров и особенно против восставшего Молдавского правителя Михаила он показал себя удивительно искусным, стремительным полководцем». Эту историю описывают так: «В  1595 г.  Михаил восстал и захватил одну из крепостей. Гази Герай тут же отправился укрощать Михаила и рассеял его воинство. За эти качества Крымский народ дал ему прозвище Бора - северный ураган, обжигающий своим холодом».

  Ислям Герай третий.  Человек который сыграл большую роль в становлении сегодняшних границ Украины, в течении 10 лет по молимой на коленях просьбе  оказывал военную помощь украинскому гетману Богдану Хмельницкому в  войне с Польшей. Благодаря участию крымских войск на стороне восставших украинцев, поляки в течение этих 10  лет понесли друг за другом ряд сокрушительных поражений, что привело к освобождению огромных земель  сегодняшней Украины, и все это благодаря Крымскому ханству. Однако, проводя скрытые переговоры с Москвой,  Богдан Хмельницкий нарушает договор и лишается поддержки ханства и значительной части своих же казаков, недовольных  политикой России. Это привело к войне с Россией, которая шла с переменным успехом. Подписание мирного договора с Польшей закрепило вхождение в состав Османского Халифата обширных земель Правобережной Украины. Именно такими были наши предки, которые достойны занять первые странички истории крымских татар.

С 1478 года Крымское ханство официально стало вилаятом Османского государства и сохранилось в этом качестве до Кучук-Кайнарджийского  договора 1774 года. Назначение и смещение ханов (Валиев) осуществлялось по воле султана.  Вхождение Крымского ханства в состав Исламского государства завершает этап формирования крымскотатарского народа как неотделимой части единой исламской уммы. История народа тесно переплетена и связана с историей всей исламской уммы.  Начиная с конца XVв. крымские войска участвуют во всех значительных войнах и сражениях Османского государства.  Под защитой и при поддержке Крымского вилаята до середины  XVв. находились Казанское и Астраханское ханства. Такое положение  сохранялось с 1441г. по 1783г. Истину говорит Всевышний Аллах в священном Къуране описывая народы, вставшие на истинный путь:

وَنُرِيدُ أَنْ نَمُنَّ عَلَى الَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا فِي الأرْضِ وَنَجْعَلَهُمْ أَئِمَّةً وَنَجْعَلَهُمُ الْوَارِثِينَ

Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, (28:5)

Середина 18 это новый период, в котором Крымское ханство теряет  контроль над Россией  по причине слабости в претворении Исламской идеологии,  и сферу влияния на политической арене  перехватывает Российская империя. 16 октября 1769 г. Екатерина II направила генералу Панину указ: «Мы обдумали и решили, все татарские народы поколебать в верности османской порте, внушением и распространением им  мысли о независимости от Османской порты, и в это с нашей стороны мы окажем  вам помощь».  Так,  в 1770г от имени русского правительства генералом Паниным было сделано предложение Крымскому хану,  чтобы объявить Крымское ханство  независимым от Османского халифата. На это предложение Къаплан Гирей Хан  представителю русского правительства ответил  следующими словами: «Мы довольны халифатом и благоденствием наслаждаемся, в этом твоем намерении кроме пустословия и безрассудства ничего нет». Попова  адъютанта   князя Долгорукова завалили записками о присоединении  Крыма к России, в черновике князя Потемкина  о Крыме, а также в рассуждениях одного из российских патриотов: «В документах рекомендуется захватить и укрепить российскими  войсками  Керчь и Еникале, осадить гарнизоны на Арбате,  разжечь междоусобие во власти, завоевать Крым и не мешать тем, кто хочет выехать». Такая политика в лице Попова, Долгорукова и Екатерины 2, полностью противоречит ведению  Исламской политики.  Они чтобы  установить власть над народом использовали  принцип «разделяй и властвуй»,   Ислам запрещает  подобные методы в распространении своей идеи. Политика Ислама основана на  разумном утверждении веры в единственность Аллаха,  и принципах Единства и убеждения, мусульманам  категорический запрещено применять методы противоречащие идеи Ислама. Так как Ислам пришел в этот мир  как милость от господа людей,  как об этом Всевышний  Аллах говорит в Къуране:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам (21:107)

 

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا كَافَّةً لِلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لا يَعْلَمُونَ

Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого (34:28)

И 1 ноября 1772г, под давлением российских войск и  дипломатов, в то время уже находящихся в Крыму, и  собравшиеся в Карасубазаре беи, мурзы и ногайские  сераскеры вынуждены были подписать трактат, который провозглашал независимость Крымского ханства от Исламского государства. Следует отметить, что после избрания хана  об этом обязательно нужно было докладывать российским властям. Настойчиво  предлагавшаяся  неверными колонизаторами  независимость от Халифа, была заменена рабством от правителя-кяфира.

10 июля 1774г. Османский Халифат был вынужден  заключить  с Россией Кючук-Кайнарджийский  договор. Согласно этому договору, Крымское ханство было оторвано от Исламского государства, Россия имела право держать свои войска в Керчи, Еникале, крепости Кинбурн в устье Днепра и Азова, в устье Дона. Единственным, кто попытался вернуть Крым под покровительство Османского государства, был Девлет Герай. Но это не понравилось России и на трон посадили Шахин Герая. Приобщенный к русской культуре, новый хан стал притворять в жизнь Бахчисарая все европейское, что он видел в Петербурге. Эти новшества подняли бурю возмущений среди исламского населения. Воспользовавшись настроем народа против Шахин Герая, его брат Бахадыр Герай  и Арслан Герай-султан направили войско на ханский дворец. Но при помощи Русского генерала Щахин Гераю удалось спастись и 14 марта 1779 г. восстановиться на троне. Добившись своей цели Россия стала вводить свои войска во все главные города Крыма. Взяв под контроль весь Крым, Тамань и Кубань, Потемкин  заставил Шахин Герая уйти в отставку. Обманув хана Шагин Гирая, беев и мурз, 8 апреля 1783 г. Екатерина II подписала «Манифест о присоединении полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под державу Российскую». Эти действия  выявляют  факт нарушения условий и положений  Кучюк-Кайнарджийского договора  и раскрывают для нас   колонизаторскую натуру Российской империи. Захват  Крымского ханства  Российской империей открыл  новую трагическую страницу в истории  мусульманского крымскотатарского народа. Крымское население впало в глубокое уныние и траур. Особенно горьким было осознание того, что они попали в рабскую зависимость от народа, с которым бились в течение веков и всегда одерживали верх. Сознание обреченности как народа и как государства обожгло все сердца. Государство  Халифата  даровало  нам спокойствие, мир, рассвет и силу, а  что даровала нам россия со своей пагубной культурой, ничто, кроме цепей рабства, разврата и алкоголизма. Дабы спасти свою религию и веру в Аллаха  народ решился на эмиграцию в османский Халифат. Назывались самые различные цифры  -  от 80 до 300 тыс. 

Все эти исторические данные  раскрывают для нас  ужасающую реальность,  доказывает  этим самым то, что идея независимости и Автономии Крыма  принадлежит не крымско-татарскому  народу,  а Российскому колонизаторскому  государству,  целью которого было   оторвать наш народ  от единого тела  Исламской уммы. Россия была уверенна в  том,  что если отделить Крым от халифата  и сделать его независимым, то победа  окажется  в ее руках. Эти достижения Российской империи ставили  для нее новые цели - это открытый путь к Кавказу, Османскому Халифату, Босфору,  другими словами - это восстановление  креста над  мечетью Айа-София.  В 60-е годы XIX века царское правительство проводит реставрацию христианских храмов для привлечения в Крым нового православного населения и христианизации мусульман - крымских татар. Началу этого способствовала докладная записка архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия в Синод, где указывалось на «благородное действие веры христианской на окрестное население татар».

    Многие  в своем лживом  утверждении заявляют,  что Крым  и мусульмане Крыма были не нужны Османскому Халифату, поэтому  независимость и автономия была единственным  выходом для достижения развития. Хотелось бы отметить  тот факт, что идеи независимости, автономии  и национализма были распространенными не только на территории Крымского ханства, а также были распространенным  идеями  на всей территории Исламского государства.  Причиной  такого явления была слабость самих мусульман в отношении законов  Ислама, а также отход от своих идейных принципов, которые гласят о том, что мы мусульмане, верующие в Аллаха. Убежденные в том, что нас ждет расчет в Судный День, что нашей целью в этой жизни является только  довольствие Аллаха,  а  привязанность  к мирским благам   делает нас слабыми, делает из нас тех, кого можно подкупить, соблазнить и разделить.  Середина 18 века стала временем  проникновения  такой  слабости в сердца мусульман.  Ведь всевышний Аллах предупреждает нас об этом: 

الَّذِينَ يَتَّخِذُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ الْمُؤْمِنِينَ أَيَبْتَغُونَ عِنْدَهُمُ الْعِزَّةَ فَإِنَّ الْعِزَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا

«которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?» (4:139)

Революция, гражданская война и установление советской власти в России еще больше усугубили положение народа.  В это же время стали закрывать и разрушать мечети, мектебы, медресе, преследовать искренне верующих мусульман.

Война 1941-45 годов стала поводом для осуществления давней мечты колонизаторов - выселения всех крымских татар из Крыма. В мае 1944 года был нанесен новый удар по нашему народу. Все эти люди, без малейшего предупреждения, были ночью выгнаны из домов солдатами НКВД, погружены в товарные вагоны, сразу после этого запломбированные, и отправлены в восточные районы СССР где их поселили в комендатурах (резервациях) на положении спецпоселенцев.  В результате невыносимо тяжелых условий переезда, непривычного климата и голода в местах ссылки в первые полтора года погибло 195471 человек — 46,2% всех депортированных. После окончания войны в ссылку были отправлены крымские татары, сражавшиеся в рядах советской армии. 18 мая 1944 года наш народ подвергся тотальному   выселению из своих земель по жесткому  приказу  И.В. Сталина.  выселить с территории Крыма всех татар и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (т. Берия) выселение крымских татар закончить к 1 июня 1944 г.     

После смерти И. Сталина в 1953 г., началась борьба крымских татар за возвращение, 28 апреля 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР  — о снятии с депортированных народов режима спецпоселения. Крымским татарам были выданы унизительные паспорта,  при выдаче паспорта с каждого потребовали расписку, подтверждающую то,  что ты отказываешься от своего имущество, оставленное в Крыму в момент выселения. Только распад  Советского режима дал возможность  народу вернуться в Крым. Массовое возвращение началось в 1989 году. Ехали огромными  семьями — со стариками-родителями, мечтавшими умереть на родной земле, и с детьми, которые Крыма никогда не видели, но восприняли от родителей мечту о нем.

Выводы, которые мы получаем из  фактов Истории Крымских татар таковы:

1)    Наш народ стал единым народом только с принятием Ислама

2)     Вхождение Крымского ханства в состав Османского халифата дает народу  рассвет и процветание во всех отношениях.

3)    Выход из состава  Османского халифата стал началом слабости и упущений в законах Ислама, что привело к утрате политического влияния и проникновение чуждой культуры

4)    1783 г. Дата оккупации Крыма, Екатерина 2 аннексировала Крым использовав в этом Шахин Герая, обманув  и обольстив его свободой которую даст ему. Но все это было запланированной ложью, взамен мы получили гонения и рабство от чуждых законов  Российской империи

5)    С падением царской России и установлением Советского союза всех  Крымских татар  подвергают тотальной депортации. Что приводит к ужасающим потерям жизней мусульман

Все эти события  прошлого и настоящего, раскрывают для нас сегодня уроки жизни, показывая нам  то, что делает Аллах с мусульманами, когда они отворачиваются от того что он приказал:

وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا

А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». (20:124)

17 мая 2009г. г. Алушта.

Бахтияр-эфенди, имам мечети г. Ялта