بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيمِ
В любом сообществе людей одними из наиболее главенствующих мыслей являются мысли и законы, касающиеся экономических проблем. Или, иначе говоря, экономическая система оказывает наибольшее влияние на общественную жизнь.
Хотелось бы рассмотреть некоторые законы экономической системы Ислама, которые сделают общество, в котором они будут претворяться наиболее успешным, благополучным и развитым.
1. Изначально деньги зародились как товар, который обладает в маленьких количествах большой ценностью и ликвидностью. И, естественным образом, роль денег начали выполнять золото и серебро, которые в относительно малых объемах обладают значительной ценностью. Далее из-за неудобства обращения металлических денег их всех решили собрать в государственных казначействах, и на всю ее стоимость выпустить бумажные деньги, которые подкреплялись этими благородными металлами. Но банкиры со временем решили изменить этот стандарт и отменили конвертацию бумажных денег в золото и серебро. Это привело к тому, что в современном обществе деньги стали просто бумажкой, ибо они имеют ценность не большую, чем стоимость бумаги и краски, из которой они сделаны. Таким образом, деньги, не имеющие «силы», провоцируют в экономике различного рода «катаклизмы», такие как: инфляция, девальвация, рост цен и т.д. Все эти проблемы, вызванные бумажными деньгами, будоражащие современное общество, решит экономическая система Ислама, у которой денежная система построена на биметаллическом стандарте (деньги будут на 100% подтверждены золотом и серебром). В исламской экономической системе деньги будут действительно деньгами, в отличие от капиталистической, в которой деньги – это всего лишь «бумажки», которые не имеют никакой ценности, а являются лишь «законным средством платежа», что написано, например, на современных долларах.
2. Огромные проблемы в экономике вызывает нерациональное использование земельных ресурсов. Если обратить внимание, то много земель, пригодных для сельского хозяйства, на сегодняшний день пустуют. Причин этому много. А реальность такова, что существует множество людей, которые хотели бы заняться земледелием, только им не под силу купить эту землю или взять ее в аренду. В соответствии с Исламом, земля становится собственностью того, кто ее огородит, оживит (возделает) или застроит на ней что-либо. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Кто оживит мертвую землю, то она станет его собственностью» передал Бухарий от Умара (р.а.).
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Кто застроит какое-либо место, которое не застраивалось никем из мусульман, то это место станет его собственностью» передал Табараний в книге «Аль-кабир».
Исходя из такого подхода к земле в Исламе, становится очевидным, что целью по отношению к ней является то, чтобы она обрабатывалась и приносила человечеству пользу. В капитализме же подход к земле другой. Земля в их понимании – это капитал, т.е. очередное средство наживы путем сдачи ее в аренду или торга. Естественно, такой взгляд на землю не может привести человечество ни к чему другому, кроме продовольственных кризисов, которые участились в последние десятилетия.
3. Одним из самых больших бед, причиняемых капитализмом обществу, является ростовщичество и связанные с ним кредитные операции. Именно ростовщичество является тем фактором, который «надувает» экономику, как мыльный пузырь. Людям кажется, что все хорошо и все процветает, но это длится недолго, и в один прекрасный день этот пузырь лопается. Все богатство и роскошь превращается в пыль и прах, и общество поглощает экономический кризис.
Дело в том что, всегда есть люди, у которых есть идея о бизнесе, но нет на это денег и капитала. И такие люди, у которых есть деньги, но нет идеи. По сути, банки являются промежуточным звеном между этими двумя категориями людей. И, взяв деньги у тех, кто их хранит в банке, они отдают их тем, кто в них нуждается. Естественно, что они за это имеют свой интерес и свою прибыль. Только на самом деле банковское бремя не стимулирует и не развивает экономику, а причиняет ей вред посредством своего интереса, который ложится на плечи того, кто берет деньги. И заёмщик, как говорится, работает и на себя и на банк. Кроме того все риски, связанные с бизнесом, ложатся только на заемщика, а кредитор всячески ограждает себя от этого. В Исламе эта проблема решается путем одной из видов исламских компаний, именуемой «мудараба», что означает «партнерство». Один участник компании участвует капиталом, а другой трудом. Прибыль же делится согласно договоренности. Этот вид исламских компаний снимет с плеч предпринимателей бремя и тяжесть банковского интереса и разделяет риски, что в свою очередь будет стимулировать и развивать экономику.
Относительно ростовщичества Всевышний Аллах сказал:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُواْ إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَن جَاءهُ مَوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّهِ فَانتَهَىَ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«Те, которые пожирают рост, восстанут, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Ведь торговля -
то же, что рост». Однако Аллах разрешил торговлю и запретил рост. Кому приходит увещание от его Господа, и он удержится, тому прощено то, что было прежде, и дело его принадлежит Аллаху, а кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно!» (2:275)
4. Алчность капиталистов и отсутствие контроля со стороны государства производства приводит к такому пагубному для общества явлению как монополии. Монополия – это ситуация на рынке, когда цена устанавливается одним или несколькими производителями. Это ситуация, когда скупается весть товар с рынка, а затем цена на него диктуется его хозяином. В результате этого получается так, что цена на данный товар сильно поднимается.
«Если кто-нибудь затронул цены в среде мусульман, чтобы поднять их, то Всевышний Аллах вправе посадить его на скопление огня в Судный день». (Хадис передал Ахмад).
5. Важной категорией в экономике является понятие собственности. В западной модели экономики доминирующей и, практически, единственной является частная собственность. В коммунистической идеологии преобладающей является государственная собственность. Таким образом, в Исламе есть частная собственность, государственная собственность и общественная собственность. И получается, что даже такие стратегически важные и необходимые для всего общества ресурсы, как нефть и газ, почти все полезные ископаемые находятся в частных руках. Это позволяет его владельцу стремительно богатеть, не вкладывая особых усилий. И, с другой стороны, это позволяет его владельцу диктовать цены на свой товар, например, на нефть. Это же, в свою очередь, лишает почти всю остальную часть населения иметь доступ к этому продукту, ведет к монополизации этого рынка и к завышению цен.
Ислам же этот вопрос урегулировал, определив, что вид собственности зависит от реальности вещи. Исламская экономическая система, которая исходит от Мудрого Создателя, признает все ресурсы, находящиеся в недрах земли общественной собственностью и, что получать пользу от их использования имеют право все граждане страны
6. Капитализм порождает в человеке алчность и жадность, из-за подверженности экономки кризисам у людей постоянно существует неуверенность в завтрашнем дне и постоянная тревога. Это провоцирует человека к накоплению богатства и, в особенности – денег. Со временем это накопление уже перестает быть накоплением ради определенной цели, например, чтобы купить дом или машину, или открыть какой-то завод. Оно превращается в бесцельное накопление денег. Как уже говорилось выше, роль денег в Исламе выполняют золото и серебро. И если кем-то будет производиться бесцельное накопление денег, то это будет накоплением золота и серебра. Ислам запретил накопление золота и серебра. Всевышний Аллах говорит:
وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ
«Кто скапливают золото и серебро, и не расходуют их на пути Аллаха, увещай их мучительным наказанием» (9:34)
Этот мудрый закон Всевышнего Аллаха обеспечит то, что богатство не будет где-то и у кого-то бесцельно скапливаться. Этот закон будет стимулировать обладателей богатства либо стараться его использовать, либо создавать партнерскую компанию, если человек сам не может с этим справляться.
Все вышеприведенные законы Аллаха являются некоторыми законами экономической системы Ислама. Но Ислам, являясь руководством от Создателя и являясь идеологией для всего человечества, решает не только экономические проблемы, но и все остальные проблемы из других жизненных сфер, будь то, правления, судопроизводства, социальных взаимоотношений и всех других сторон жизни.
Но неправильно будет думать, что, взяв некоторые законы экономической системы Ислама, можно будет решить проблемы, существующие в капиталистической экономике. Экономическая система Ислама сможет успешно существовать, только претворяясь в комплексе в Исламском государстве.
Экономическая система Ислама, являясь системой от Создателя, просуществовала вместе с Исламским государством 14 веков. И как показывает история, видно, что эти 14 веков были веками развития и благополучия. Все вышеприведенные законы экономической системы Ислама сделают общество, где они будут претворяться наиболее экономически развитым и процветающим. Хвала Аллаху, Господу миров.
Сейтумеров Сейтумер, Бахчисарай