18 мая 1944 года нас оторвали не только от нашей земли, но также это было очередным ударом по крымско–татарскому народу и его отводу от его культуры.

Культура – это комплекс понятий о жизни, из которой вытекают наши традиции и обычаи.

Как прекрасны наши обычаи, и  традиции которые являются проявлением нашей культуры.

Например, уважение к старшим, проявляемое в общественном транспорте, уступая место старому человеку, в доме самое лучшее и удобное место уступается старшему, уважительный тон общения, помощь в том, что является затруднительным для них. В нашей культуре нет  места лжи и обману, лицемерию и лести, завести и подлости и любого проявления пошлости и развратности, здесь младшие уважают старших, а старшие проявляют любовь к младшим, где есть гостеприимство и высокая нравственность. В нашей культуре  честь и достоинство защищаются целой жизнью, в  ней есть  храбрость и единственный страх перед наказанием Аллаха, и нет больше места другим страхам.

Историки и путешественники с восхищением описывают жизнь в Крыму и нашу культуру, следующими словами:

« Великолепные дворцы с прекрасными фонтанами, ухоженными садами, резными беседками во дворе, в тени которых вели беседы почтенные старцы. Радостный смех играющих во дворе детей, улыбающиеся женщины, опрятно укрытые платками, присматривающими за детьми. Иногда сквозь журчание фонтана, приглушенный шум моря, пение птиц и веселые голоса детей, слышится своевременный голос муаззина, призывающего на намаз. В Крыму очень много мечетей. Плотники и мельники, преподаватели и торговцы, пастухи и кадии, кузнецы и валии, оставляя свои дела, приветствуя друг друга, спешат совершить коллективную молитву. Всюду порядок и спокойствие. Молодые уважительно относятся к старшим, состоятельные делятся с бедными так, что об этом знает только Аллах. В отношениях между мужчинами и женщинами нет развратных действий, кокетства и пошлости. Женщины чувствуют себя защищенными. Мужчины чувствуют гордость оттого, что защищают честь и достоинство благородных женщин.

Нет пьяных, бездомных и сквернословящих.  Татары – гостеприимные хозяева, мудрые воспитатели, бесстрашные воины, красивые наездники, честные торговцы, спокойные и щедрые…».

Так описывали путешественники крымских татар. Люди из страха перед Аллахом не совершают харам (запретное). Из любви к Аллаху и посланнику (с.а.с.) совершают благородные поступки. Этому учит Ислам.

О. Воропонов в своих « Путевых заметках» пишет:

« Прежний татарин на целый свет славился честностью. За ним ничья копейка не пропадала. У них даже прежде было так заведено, что если татарин умер и не заплатил долгов, то его и хоронить нельзя. Как умер татарин – так сейчас крикун бежит по улицам и кричит : « Абдураман Сеитов помер, идите в его дом получать долги!». И все идут и получают. Домашние сами, бывало, просят скорее получатьдолги, чтобы можно было хоронить и не позорилась память покойника. Бывало и так: один татарин должен другому деньги и долго не платит; вот кредитор посылает за своим должником и говорит ему: « Абульгафар, сколько уже времени ты обещаешь заплатить – и не отдаешь! Заплати сейчас, а не то ведь знаешь, что я сделаю? Вот у меня в книжке записан твой долг, - возьму его, да и вычеркну, и будет тебе стыдно!» - Абдульгафар даже на колени упадет и станет молить: « Бога ради, потерпи, завтра принесу тебе часть долга и скоро отдам все, только не делай мне такого срама!» - И что же бы вы думали : в самом деле, после того рассчитался до копейки! Вот какой человек был прежде крымский татарин.

М. Волошин описывает крымских татар и нашу культуру следующими словами:

Татары дают как бы синтез всей разнообразно – пестрой истории страны. Под просторным и терпимым покровом Ислама расцветает собственная подлинная культура Крыма. Вся страна от Меотийских болот до южного побережья  превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями ,горы виноградниками, города урчат фонтанами и бьют в небо белыми минаретами.

В книге « Забвению не подлежит » составитель Нариман Ибадуллаев гоаориться следующее: «Монгольское население оказывается очень плавким и гибким и быстро принимает чужую культуру. Греки и готы преображают других. И только под покровом Ислама расцветает собственная культура Крыма».

  Все историки и путешественники судили  о нашей культуре по поступкам наших предков, да именно поступки есть явный показатель того кто какой придерживается культуры, а поступки связано с понятиями того , что есть хорошо , а что есть плохо. Человек если что-либо определил для себя злом  он сторониться этого , а то что считает добром , делает и стремиться к этому. Критерий поступков людей является определения добра и зла , а его либо человек сам придумывает для себя либо оно исходит от Всемогущего Всевышнего.

  На протяжение многих тысячелетий человечество выдумывает для себя законы, правила, критерии, но как страдала так и страдает от этих выдумок, продолжая страдать и оставаться недовольным этими законами и правилами. Мы прекрасно знаем что человек ошибающийся но сколько надо веков и тысячелетий ошибок чтоб в конце концов прийти к тому что надо брать , законы и критерии поступков  у не ошибающегося . А кто не ошибается, на это есть слова наших предков «Адашмагъан быр Аллах» Не ошибается Аллах». Аллах всё соразмерил и  упорядочил в этой жизни.

   Аллах ясно в последнем писании для всего человечества, Коране разъяснил, что есть добро, а что зло и дал нам возможность выбора и если выбрали путь зла то во вред себе, а если выбрали путь добра, то во  благо себе.

 وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ

           «И Мы показали ему (человеку)  две дороги-добра и зла» (90:10)  

فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا  

   «И  дал понятие, что праведно и что неправедно». (91:8)

كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئاً وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئاً وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

«И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, поистине Аллах  знает, а вы не знаете» (2:213)

Прекрасно всё это понимая, наши предки взяли за основу  своей культуры Ислам, как полную систему жизни и по этой причине их высокая культура восхищала как друзей, так и врагов.

  Как сказал сподвижник пророка (с.а.в.) Умар ибн аль Хаттаб : «Не мы сделали ислам великим , а Ислам сделал нас великими».

  Что стало с нами , где наше былое величие? Ответ очевиден, отдалившись от  Ислама,  мы потеряли наш идейный фундамент, и вся наша постройка стала рушиться. Наш упадок и отход от своей культуры начался задолго до 18-го мая 1944 года.

 В одной исторической книге описывается следующее: «После занятия Долгоруковым Крыма хан Шахин Герай был отправлен  в Петербург для переговоров. Оставаясь там  довольно долго, приобщился  к культуре вперемежку с удовольствием. Сев на крымский трон Шагин Гирей начал претворять в жизнь Бахчисарая всё европейское, что он видел в Петербурге, начал носить униформу близкую к униформе русских офицеров, изменил свои повадки и привычки и ввёл много изменений в дела управления государством. Крымское население было крайне религиозным и среди него поднялся  ропот который перерос в возмущение( в отношении действий со стороны Шагина которые противоречили постулатам ислама). Первое питейное заведение (мейхане) было открыто также Шагин Гиреем  в Къарасу базаре под предлогом того, что это для русских солдат.   

 В книге «Забвению не подлежит» историки пишут следующее: «Никогда, ни раньше, ни позже- эта земля, эти холмы и горы, равнины, эти заливы не переживали такого мирного и глубокого счастья. И весь этот Магомедов рай уничтожен Россией».  

  Не удивительно то,  что упадок,  начавшийся около 230 лет назад, привёл до сегодняшнего плачевного состояния народа.

                  В качестве примера рассмотрим отношения исламской культуры к тому или иному понятию и не исламской для понимания кардинальной разницы подходов и отношения. Например, картина обнаженной женщины, на которой показаны все ее красоты, соответствует жизненным понятиям западной культуры, они видят в этом искусство, восхищаются и гордятся ею. И не является постыдным повесить ее дома и любоваться ею с детьми и гостями. Однако такой объект полностью противоречит культуре Ислама и не соответствует понятиям Ислама о женщине, честь и достоинство  которой должны всегда находиться под защитой. Ислам  категорически запрещает подобное изображение. Глядя на западную культуру, мы видим, что она не только не способна обеспечить порядок  и дать спокойствие человеку, а наоборот именно эта культура стала причиной разврата, аморальности, корысти, зла и несчастья мира. Причиной духовного и морального кризиса является именно эта западная культура, вытекающая из порочных мыслей и идей.

Мы крымско-татарский народ являемся исламским (мусульманским) народом и какова у нас была культура, какова сейчас и какая должна быть?

 Враги ислама и крымско – татарского народа всегда старались нас отдалить от нашей самобытности и применяли для этого довольно хитрые приемы как волки облачившись в овечьи шкуры под предлогом развития и подъема народа предлагали фактически оставить свое и заимствовать у запада или России, этим самым наносили очередной удар по нашей культуре. Как пример искажения – это старые картины, собрания женщин, которые рисовали не мусульмане. Глядя на них мы видим одни одеты в соответствии с Кораническим предписанием, а другие нет. Часто многие люди берут это за истину не задумываясь, а том , разве могли наши женщины позировать этим художникам или наши мужчины могли допустить это. Нет, художник, видя собрание женщин, возвращался  в свою мастерскую и по памяти рисовал их  на своем холсте, включая свою фантазию, он  снимал им платки, подрисовывал волосы и т.д. Этим самым, создавая ложное представление, будто наши женщины ходили не так, как это приказал Аллах, а невежды тычут на эти картинки, говоря: – « Вот видели, не было у нас претворения Ислама у женщин в одежде, это всё  арабские традиции». Такое заявление может исходить от того, кто не знает ни своей религии и не своей культуры.

وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ

«И не должны они показывать украшений своих»

Говоря так же о культуре, надо затронуть нашу письменность (графику) изначально у нас была арабская вязь и это способствовало нашему развитию т.к. основа нашей культуры Ислам. Ислам опирается на Куран  и Сунну, которые написаны на арабском языке и предки наши с легкостью читали их и многие понимали смысл читаемого. Одним из ударов по нам был перевод от арабской графики  на латынь, что привело к отходу назад на несколько шагов. Затем переход на кириллицу, еще один удар по отходу от своей культуры.

Многие знают факт перехода от одной графики к другой, но многие не задумываются, чем обусловлен такой переход.

Да, тем, что находясь на на арабской графике, мы были ближе к Исламу, а затем в поисках чего – то лучшего, взгляд татар поворачивали на запад , затем когда российское влияние стало сильнее, дабы мы переняли просвещение России перевели на кириллицу. Каждый переход был сложным для многих, для переучивания.

Возникает вопрос кто и зачем хочет сегодня перевести нашу графику на латинецу, когда исконно наша арабская вязь?

Такой отход от своего, нас привел к еще большему отделению от Курана, а также к тому, что сегодня мы не можем читать и понимать свои книги: по истории, религии, культуре.

Сегодня проходя экскурсию в Ханском дворце, вас проведут к книге под названием  шариат и скажут: это книга есть свод законов, по которым жили крымские татары. Но знаете, что по сей день она не переведена и даже не ведется  работа над ней  и  более этого,  есть те, кто не хочет чтоб мы знали это.

Коран также категорично запретил мусульманке выходить замуж за не мусульманина и даже это нельзя назвать замужеством. В нашей истории это неслыханное дело было.

 Но что происходит сей час. Вернувшись на свою землю с пиром и музыкой наших дочерей отдают в сожительницы за не мусульманина, и кто, собственные родители и без всякого стеснения приглашают на пир других мусульман которые расценивают это приглашение за уважение и принося подарки  спешат поздравить их , только спрашивается с чем поздравлять ? Так массово этого не было даже на чужбине, а сей час, наши дочери вынашивают детей прелюбодеяния и думают когда пойдут крестить своё чадо. Вот это современность или это наша культура?

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا جَاءكُمُ الْمُؤْمِنَاتُ مُهَاجِرَاتٍ فَامْتَحِنُوهُنَّ اللَّهُ أَعْلَمُ بِإِيمَانِهِنَّ فَإِنْ عَلِمْتُمُوهُنَّ مُؤْمِنَاتٍ فَلَا تَرْجِعُوهُنَّ إِلَى الْكُفَّارِ لَا هُنَّ حِلٌّ لَّهُمْ وَلَا هُمْ يَحِلُّونَ لَهُنَّ

«Если узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них» (60:10)

 О мой народ, что стало с нами, с потомками храбрецов и богобоязненных воинов, что стала с нашими  благовоспитанными девушками?

 А  невесту выбирали раньше по богобоязненности это, и считалось благовоспитанностью, скромна, хозяюшка, послушна мужу, воспитана, так что к родителям мужа относиться как к своим родным и зачастую она их досматривала в старости, а сегодня зачастили случаи когда собственные дети отвозят в дом престорелх своих родителей.

 А парень должен был заслужить, чтоб за него отдали девушку, он должен был быть крепким верой, бесстрашным  воином и т.д. А сегодня выбирают не мужа , а   кошелек.                            

Вы не задавались вопросом, почему на дуа мужчины и женщины сидят отдельно? Так положено многие отвечают , да именно так это положено и это тоже наша культура только положена кем, конечно Аллахом и Его посланником, но мы не только не знаем что это есть обязательный закон за невыполнение которого есть грех, но также по пути потеряли и то что  так положено ни только на дуа , а и на свадьбе и  на конференции и на собраниях и так далее. А те кто не придерживается этого заявляя, что у нас такого небело,  что мы современные, а не отсталые,  то они  первое не знают своей истории, в которой наши предки поступали в соответствие с нашей религией, а у мусульман у всех один Коран, и закон один для всех от Аллаха. Разве можно назвать современностью для нас совершение греха ?!

Наш воинственный дух, его всячески пытались вырвать из наших сердец.

Все знают, что крымские татары были воинственны, бесстрашны с кликом «Аллаху Акбар» шли до конца, этот народ не знавши никакого порабощения оставался рабом Аллаха и никого больше.

По сведенью некоторых историков

Раньше старики собирались и рассказывали молодежи свои героические военные походы,про победы и боевой дух народа.

 А сегодня речь о рассаде и огороде, сплетни и  клевета, сквернословие и т.д.

Но что сделали с нами?

Даже из нашего национального костюма убрали кинжал, всучив нам палку пастуха, будто мы и весь наш народ всю жизнь только и делали как пасли овец.

Вся история крымско татарского народа свидетельствует о воинственности этого народа.

Даже надписи на могилах свидетельствуют нам об этом , так например на могиле

На могилах сквозь века доводят факт воинственности. так например на могиле хана Крым –Гирея написано:

Он Творец всегда жив,вечен!Война было ремеслом  знаменитого Крым –Гирея

На могиле Хана Мурад – Гирея написано: «Так как он пожертвовал собою в священной войне из любви к Аллаху , то да наградит его Аллах и причислит к Корбелойским шахидам»

Все беды  и проблемы нашего народа из-за того , что мы отошли от своей культуры и стали ярыми приверженцами порочной культуры облачённой в татарский язык и различные сказки и легенды. Но какой человек будит строить свою жизнь на вымысле?!

Посмотрите как мы далеко отошли от своей культуры, как мы усердно перенимаем чуждую культуру и образ жизни, посмотрите наше телевиденье  на котором полураздетые девицы выплясывают что то подражая Европе, для молодёжи устраивают концерты с танцами живота, для нас стал дороже день Валентина чем рамадан байрам и т.д.

Только Исламская культура способна воспитать в человеке и обществе духовные, материальные , нравственные и гуманные ценности должным образом .А народ обладающий такой культурой будет считаться высоконравственным и развитым и достойный подражания.

И это было у нас  и мы  это потеряли и из года в год нас хотят утянуть от правильности, но мы должны вернуть нашу самую большую драгоценность , и это есть одна из самых важных проблем которой мы должны серьёзно заняться все вместе. Не надо ждать когда проявление чуждой порочной культуры постучится к вам в дом , воплощенная в наших детях.    

Когда мы живём своей культурой,мы являемся обладателями наилучших качеств, которые становятся предметом зависти последователей других культур.

Например, когда мы только вернулись в Крым, то наше гостеприимство и уважение к старшим удивляло местных жителей, но из года в год даже это то малое из нашей культуры начали терять.

По чему  такие перемены к худшему, да потому что мы предали забвению самое важное ,основу нашей культуры, нашу веру Ислам.

Когда мы пытаемся совместить не совмещаемые вещи , как веру и неверие ,  истину с заблуждением, культуру чистоты с культурой разврата, мы просто губим себя и свой народ.

Кто не безразличен к судьбе нашего народа, то долже утвердить в наших сердцах искреннее стремление к этому, и открыть двери перед  Исламом.

Будьте внимательны, не будьте равнодушны к судьбе нашего народа, у нас великое прошлое и иншааллах великое будущее. Да, сегодня, мы не в лучшем положении перед Аллахом. Мы во многом утратили свет Его руководства, но если не мы ответим на данный призыв возродиться на основе Ислама,то кто ответит, кто ответит Аллаху и его Посланнику?

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُم لِمَا يُحْيِيكُمْ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ وَأَنَّهُ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ

«Отвечайте Аллаху и Его посланнику когда Они призывают вас к тому что вас живет»

17 мая 2009г. г. Алушта.

Эльвин-эфенди, имам мечети г. Алушта

( Мусульманская община «Алушта»)