29 ноября 2012 г. в эфире передачи «Открытая политика» на канале «Крым» заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров подверг критике любую политическую деятельность, в том числе деятельность политических партий, в основу которой положена религия. Также он высказал мысль о том, что Хизб ут-Тахрир рано или поздно будет вынужден прибегнуть к насилию.
Среди прочего им было сказано, в частности, следующее: «Я могу почувствовать угрозу в том, что если какая-то политическая организация отвергает принципы демократии и политической свободы как методы решения общественных вопросов и не предлагает ничего иного, то эта организация должна признать, что когда-то, на каком-то этапе, для того, чтобы реализовать свои цели, она никуда не денется, как не придет к насилию. Вот здесь я чувствую беспокойство».
«Политическая организация, которая очень четко говорит, что все идеологии исповедуемые другими не принимаются и эта политическая организация ставит цель построение того государства, которое оно видит, как она может достичь этой цели без насилия?».
Мне хотелось бы рассмотреть данные утверждения с нескольких сторон, чтобы для крымской общественности выявилась их несостоятельность.
1. Данное утверждение Р. Чубарова не подтверждается какими-либо доказательствами. А для его опровержения достаточно привести всего один пример политической деятельности завязанной на религии и не приведшей к насилию. Так, где же он, пример ненасильственной политической деятельности, в основу которой была положена религия?
Аллах Всевышний говорит в Коране:
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا ٢١
«Был для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
На самом деле даже при самом поверхностном ознакомлении с жизнью Посланника Аллаха Мухаммада (с.а.с.), мы видим как он, будучи предводителем политической организации, которая очень четко говорила о том, что все идеологии исповедуемые другими не принимаются, построил исламское государство без применения насилия. Исторические труды подтверждают, что до своего переселения в Медину Пророк (с.а.с.) действовал исключительно в рамках идеологической и политической борьбы и установил державу мусульман не тронув и волоска на чьей-либо голове, не говоря уже о чем-то большем.
Можно с уверенностью говорить, что пионером ненасильственной политической деятельности является отнюдь ни Махатма Ганди, ни Мартин Лютер Кинг или кто-либо другой, как это принято считать сегодня, а именно Пророк Мухаммад (с.а.с.).
2. Хизб ут-Тахрир это международная политическая партия, которая работает более чем в 40 странах мира. С момента своего основания в 1953 г. Хизб ут-Тахрир отказался от насилия как метода достижения своей цели — установление исламского государства Халифат. На протяжении почти 60 лет не смотря на то, что правители мусульманского мира ответили на призыв партии жестокими репрессиями, пытками и убийствами членов Хизб ут-Тахрир, партия не отказалась от принципа ненасилия.
Все провокации тиранов, которые в частности ставили целью отвратить Хизб от метода Пророка (с.а.с.), лишь укрепили партию в её ненасильственности. Т.к. данный принцип — это не дань прагматизму, политическому статус-кво, а также не следствие страха перед власть предержащими. Отказ от насилия это не прихоть, и не дань моде, это приказ Создателя человечества. Для нас в Хизб ут-Тахрир отказ от насилия в деле достижения политических целей аналогичен отказу от прелюбодеяния и употребления алкоголя. Поэтому утверждения о том, что Хизб ут-Тахрир рано или поздно прибегнет к насилию, мы без капли преувеличения расцениваем не иначе как оскорбление в свой адрес.
3. Теперь мне хотелось бы обратить внимание на ненасильственность национального движения крымских татар. Да, разные ненасильственные организации пользуются разными мотивами при отказе от использования насилия в достижении политических целей. Однако бытующее мнение о том, что национальное движение крымских татар ненасильственное благодаря демократии не столь однозначно. И здесь мне хотелось бы обратить внимание на следующее:
Национальное движение в первые десятилетия своего существования искало решение проблем крымскотатарского народа в рамках существующей отнюдь не демократической коммунистической системы. И только в 80-х годах на фоне идейного упадка в СССР и распространении демократических ценностей в рядах диссидентов, национальное движение приобрело яркую демократическую направленность. Однако стоит отметить, что принцип ненасилия в борьбе крымскотатарского народа был заложен задолго до 80-х годов. Поэтому заслуги демократии в этом не столь однозначны. Возможно, причины ненасильственности в политической деятельности крымских татар стоит искать как раз таки в Исламе. С данным тезисом, по крайней мере, согласен председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев.
Так, 11.07.2011 г. в эфире передачи «Прямым текстом. Блиц» он заявил следующее: «Истоки нашего национального движения базируются на исламских принципах. Мы исходим из того, что не может быть какой-либо благородной цели, во имя достижения которой можно прибегать к методам, которые могут привести к пролитию крови невинных людей. Эти цели не стоят того, это грех добиваться таких целей, когда будет проливаться кровь невинных людей».
Поэтому данный феномен крымскотатарского национального движения требует дополнительного изучения, но в данном изучении вполне уместно задастся вопросом: Не влияние ли исламских религиозных ценностей на политическую борьбу крымских татар с учетом того, что на протяжении долгих столетий этот народ был глубоко религиозным, объясняет нам феномен ненасильственности?
4. Самым удручающим аспектом мысли о непринятии любой политической деятельности в основу, которой положена религия, является то, что она была озвучена заместителем председателя Меджлиса крымскотатарского народа. Крымские татары это мусульманский народ, который возник и получил развитие именно благодаря сращиванию религии с политикой. Ведь религия Ислам, которую исповедуют крымские татары, отличается от других как раз таки тем, что в ней присутствует политическая составляющая.
Государственной религией в Крымском ханстве был Ислам. Именно претворение религиозных политических концепций Ислама в ханстве, т.е. сращивание религии с политикой, позволило создать прецедент сосуществования различных этносов и конфессий, которым продолжаем по сей день восхищаться не только мы, но и немусульмане. Также следует отметить, что это характерно для всего мусульманского мира. Мусульмане и немусульмане жили в мире и согласии на территориях всего исламского Халифата с первого дня его создания вплоть до начала 20 века, когда он был разрушен.
Не приятие роли и важности Ислама в политической жизни крымских татар, а также отсутствие понимания того, что представление и отстаивание интересов мусульманского народа не мыслимо без влияния Ислама, является причиной безуспешности современного национального движения крымских татар, а также причиной того кризиса и идеологического поиска, в которых сегодня пребывает система Къурултай — Меджлис. Только Ислам и политическая платформа выведенная из его концепций способна вывести народ из упадка, подобно тому, как это происходило прежде и не только с крымскими татарами. Общественные и политические деятели должны понимать, что успешными в среде мусульманского народа могут быть лишь те лозунги и идеи, которые находятся в соответствии с мировоззренческим и культурным стержнем этого народа, а это, ничто иное, как Ислам.
أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ ٥٠
«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50).
Амзаев Фазыл
fazilamzaev.livejournal.com