«Панэмэтцирцензэс!» («Panemetcircenses!») — ревела римская толпа, требуя от своих повелителей даровой пищи и бесплатных развлечений в награду за ту поддержку, которую она оказывала им.
«Хлеба и зрелищ» — это крылатое выражение из истории древнего Рима. Люди, стремившиеся к власти в Древнем Риме, считались с этими требованиями: они устраивали раздачи денег и средств пропитания, привлекали население в колоссальные цирки боями гладиаторов, травлей зверей и другими кровавыми зрелищами. Таким образом, государственные деятели, добиваясь популярности у народа, захватывали и удерживали власть в древнем Риме.
Такое древнее и такое современное выражение — «хлеба и зрелищ», пришедшее к нам из глубины веков и все такое же живучее в наши дни, не говоря уже о его содержании, и по сей день, являющимся чуть ли ни единственным способом существования многих политиков. Власть предержащие и ее страждущие нашего времени, как и римские правители начала нашей эры, поняли, что хлеб и зрелища — ключ к власти над толпой. Вот откуда «растут ноги» у современных политтехнологий.
Выражение также используется для негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике. Популизм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть своё отношение к обществу и, соответственно, своё законотворчество, аргументирует голосом народа, который, как оказывается, можно купить довольно дешево: дать им хлеба и зрелищ.
В основе популизма, лежит стремление той или иной политической силы, завоевать доверие и поддержку масс, понравиться избирателю в канун выборов. При этом реальные цели политиков-популистов (борьба за власть, обогащение и т.п.), как правило, прикрываются социально привлекательными идеями.
В своей риторике, популисты делают акцент на экономических, социальных и прочих интересах обычных людей. Многие популисты представляют себя защитниками отечества, нации, отдельных социальных групп, либо отдельных регионов и т.д. В итоге, опираясь на электоральную поддержку миллионов одураченных популистскими лозунгами людей, определенная политсила, проводит политику в интересах правящих элит, которые эксплуатируют и обирают народные массы, и реальность это каждый раз упорно подтверждает.
Говоря о природе этого старого клича, то необходимо отметить, что переключение активности больших групп людей с одного объекта на другой известно давно, оно называется массовым психозом или стадным чувством. Для того чтобы избавиться от какого-либо протеста «снизу», внимание народа переключается на хлеб (общество потребления) и на зрелища. Понимая значение массовых зрелищ, власть не жалеет на них средств и заботится об усилении влияния на публику мощного комплекса СМИ, особенно телевидения, организации всякого рода музыкальных, танцевальных и спортивных шоу. Они возбуждают зрителей не менее чем гладиаторские бои, и напрочь отвращают народ от политики. Для людей становится важным не то, как они живут, что и почему у нас плохо, а кто поет громче, кто танцует выразительнее, чья команда лучше, какую еще подачку бросит им власть. Массовая культура, господствующая в общественном сознании нашей эпохи, заполняет всю область разума современного человека и парализует всякие его критические способности, что значительно облегчает задачу властей по контролированию сознания и эмоций своего населения, а также позволяет им и дальше сильно не напрягаться в решении насущных проблем.
Так же нельзя не упомянуть в этой связи еще один, из довольно скудного арсенала политтехнологий, прием — это использование различных «страшилок». Особенно излюбленной из этой серии является тема, так называемой исламской «угрозы». Стремясь мобилизовать людей в свою поддержку, охотники за дивидендами рассказывают леденящие душу истории о том, что мусульмане, в частности из ХТ, представляют угрозу для безопасности страны, посягают на конституционный строй страны и ее целостность и т.д. Прежде всего, здравый смысл отказывается принимать какую-либо информацию без доказательств.Отвратительной является точка зрения о том, что этот бред будет воспринят обществом, и уверенность в этом авторов этих мифов тем самым унижает это общество.
Лозунг «хлеба и зрелищ!» был порожден внутренней политикой императора Августа, желавшего привлечь бедноту на свою сторону, и он преуспел в этом! Плебеи, т.е. формально полноправные, но малоимущие или неимущие граждане, еще недавно политически активные, перестали играть в Риме хоть какую-то общественную роль — происходившее на стадионе было им интереснее окружающей жизни. Позднее, такое отторжение целого класса от общественной жизни, послужило одной из причин падения империи. Сделают ли из этого правильный вывод современные политики?