Не ставить под сомнение «прописные истины» касательно основ современного миропорядка, кто бы ни выступал их автором, стало для нас вполне привычным. Хотя то, что происходит сейчас, порядком-то и не назовешь. Мы даже не допускаем мысли о том, что можно жить, вести бизнес, развиваться и процветать без кредитов и ростовщических процентов. Инфляция, кризисы, долговые зависимости стали нежеланными, но уже обычными и кажущимися совершенно неизбежными атрибутами современности. И здесь главное слово — «кажущимися». Вопросы из серии «Есть ли жизнь без процентов?» уже в самой своей формулировке содержат нечто фантастическое и утопическое, нечто такое, что возможно лишь в виде исключения или чего-то неосуществимого, по крайней мере, в настоящее время. Но так ли это на самом деле? В данной статье мы попытаемся приподнять завесу тайн и взглянуть на историю беспроцентных экспериментов.

31 июля 1932 года. Разгар мощнейшего экономического потрясения — Великой депрессии. Бургомистр (сегодня бы мы сказали мэр) австрийского города Вергль принял решение выпустить 5000 «свободных», то есть беспроцентных, шиллингов. Этими деньгами (наряду с обычными) выдавали зарплаты и осуществляли торговые сделки. Для стимулирования обращения (чтобы значительные суммы не концентрировались на долгое время в одних руках) была введен особый механизм — плата за пользование «свободными» шиллингами. Ежемесячно взимался 1 процент от оставшейся на конец периода суммы, что сделало простое хранение и накопление денег невыгодным. В результате эксперимента в городе был построен мост, бассейн, лыжный трамплин, ряд других зданий, улучшено состояние дорог, увеличились капиталовложения в общественные службы, были уплачены не только текущие налоги, но и ликвидирована большая часть прежней задолженности, снизился уровень безработицы. В течение года 5000 свободных шиллингов были в обращении 463 раза, было произведено товаров и услуг на сумму около 2 300 000 шиллингов (5000*463). Значительные суммы были израсходованы на общественные нужды, а не на обогащение отдельных лиц.

Когда другие общины заинтересовались данной моделью, после длительных судебных разбирательств печатать местные деньги запретил (кто бы мог подумать?) Национальный банк Австрии, так как усмотрел в этом угрозу стабильности денежной системы страны. Что неудивительно, так как успех беспроцентных денег противоречит политике и деятельности ростовщических учреждений.

С начала 20 века и до сих пор по всему миру создаются различные беспроцентные местные валюты. Для этого сначала город или другая территориальная община принимает решение выпускать собственную денежную единицу. Ею могут быть и бумажные банкноты, и электронные деньги. В дальнейшем их используют для обмена товаров и услуг, произведенных внутри этой самой общины. Несмотря на то, что такие деньги привязаны к национальной валюте страны, проценты по ним не взимаются.

Например, с 1991 года в городе Итака (США) функционирует итакский час — местная валюта, в основе которой заложена плата за один час работы одного человека. Широкую популярность получила торговая система местного обмена LETS (Ванкувер, Канада), созданная в виде централизованной компьютерной базы данных счетов. Функционирующий в наши дни швейцарский обменный ринг WIR, введенный в 1934 г., был изначально также беспроцентным. Эти и многие другие системы местных валют достаточно развиты и распространены в мире.

Немецкий экономист Ханс Корсен, который долгое время занимался изучением проблем денежной политики, отметил: «В целом можно сказать, что технические сложности в деле обеспечения стабильности денег очень незначительны по сравнению с отсутствием понимания самой проблемы. До тех пор, пока не будет преодолена иллюзия о роли денег, практически невозможно будет собрать необходимую политическую силу воли для обеспечения этой стабильности».

Естественно, вышеуказанные примеры альтернативных денег не являются идеальными и достаточными для решения глобальных финансово-экономических проблем. Но знание подобного опыта дает уверенность в том, что переход на «беспроцентные рельсы» вполне возможен и абсолютно реален.

Однако все же единственным верным способом организации денежной системы является биметаллизм, при котором роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами — золотом и серебром. Лишь в таком случае можно прекратить бесконтрольный выпуск ничем не обеспеченных фиатных денег* и его губительные последствия. Преимущества золота и серебра заключаются в том, что они имеют собственную стоимость, запасы этих металлов широко распространены и не могут быть монополизированы, а также они вполне способны удовлетворять потребности современной динамичной экономики, несмотря на многочисленные стереотипы и «мифы» об их несостоятельности. Благодаря этим и многим другим особенностям биметаллизм выступает гарантией стабильности и способствует росту благосостояния. И только Ислам бескомпромиссно настаивает на том, что именно золотой стандарт должен лежать в основе экономической системы государства. Потому что достижение истинного успеха возможно лишь путем соблюдения установлений Корана и Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во всех делах и вопросах. Всевышний Аллах говорит:

وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزًا عَظِيمًا

«…А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот преуспел великим преуспеянием» (33:71).

*Фиатные деньги — средства обращения, не обеспеченные запасом благородных металлов. При этом самостоятельной стоимости такие деньги не имеют или она несоизмерима с назначенным номиналом. К примеру, стоимость изготовления одной банкноты доллара США (независимо от номинала 1, 10 или 100 долларов) составляла примерно 5,7 цента в 2005 г.

Аблямитова А.

Источники:

1.Кеннеди. М.Деньги без процентов и инфляции http://rusotechestvo.narod.ru/finansy/kennedy.html
2.Gold standard — the future for a stable global currency http://www.hizb.org.uk/wp-content/uploads/2011/12/Gold-Standard.pdf