В последние несколько лет в среде крымских татар стал активно пропагандироваться и массово отмечаться «праздник» Хыдырлез. Данный «праздник» активно популяризируется национальной интеллигенцией. В результате этого некоторые крымские татары стали считать этот «праздник» своим национальным праздником. Так ли это на самом деле?

В чем заключается суть «праздника»?

Для того, чтобы понять сущность этого праздника, постараемся узнать, что он из себя представляет, каким образом он появился и праздновался в Крыму. Описание этого праздника приводится в газете «Голос Крыма» №18 от 2 мая 2003 г. Вот, что там говорится о Хыдырлезе.

Приведу цитату: «В обрядах и обычаях праздника прослеживаются истоки социальной и хозяйственной деятельности народа. Праздник отмечается в день появления колоса зерновых. Это время называют тепреч. Праздник приходится на первую неделю мая (курулай). До революции после праздника Хыдырлез начинался наем работников на полевые работы. Пастухи гнали отары овец на яйлу (летние пастбища). Название праздника образовалось из двух имен мусульманских святых: Хыдыр и Ильяс.

Хыдыр – проповедник, защищает людей при несчастных случаях, от злых духов. Святой Ильяс управляет громом, источниками воды, оберегает скот. Хыдыр появляется с Востока, а Ильяс – с Запада. День встречи их на данной местности (первая неделя мая) и есть начало праздника. По мусульманской мифологии Хыдыр одевается в одежды зеленого цвета, а Ильяс – в голубые. Как обычно перед праздниками хозяйка проводит тщательную уборку дома. Накануне вечером печет специальный хлебец (калакай). На центральной площади села разжигается костер, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра начинают прыгать женщины, девочки. Потухший костер засыпают землей.

Воду лить на костер запрещено. Наводят порядок в хозяйственных помещениях, хлев окуривают дымом, подоконник засыпают зерном (чтобы в доме был достаток), утром вход в хлев обрызгивают молоком (чтобы коровы были молочными). В день Хыдырлеза стараются одеть одежду зеленого цвета или какой-то предмет одежды должен быть зеленого цвета. Все селяне собираются на поляне с пригорком. На поляне устанавливают качели. На них качаются только девушки. Женщины осыпают друг друга зеленью. С горки катают хлебец (калакай). Если хлебец упадет лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, а если наоборот – год будет неурожайным. Мужчины и юноши состязаются в борьбе (куреш). Праздник завершается общим танцем хоран»1.

Из данного описания становится очевидным одно – Хыдырлез – это явно языческий праздник, имеющий языческие корни и форму празднования. Рассмотрим, что на это указывает.

Происхождение названия «праздника»

Как утверждается, название праздника происходит якобы от имен двух мусульманских святых – Хыдыр и Ильяс. В Исламе нет святых по имени Хыдыр, защищающего от злых духов, и нет Ильяса, управляющего громом. Такое понимание явно выходит за рамки Ислама, и человек, верующий в этих лжесвятых, совершает, как минимум, огромнейший грех, что может даже вывести человека из веры. Утверждение того, что Хыдыр отгоняет злых духов, а Ильяс управляет громом,- является приданием Аллаху сотоварищей, что является неверием, да упаси нас от этого Аллах! Насылающим зло, и защищающим от зла, управляющим не только громом, но и всей Вселенной, является только Единственный Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, да пречист Он от того, что приписывают Ему невежды! Кроме того, чтобы утверждать, что Хыдыр и Ильяс якобы мусульманские святые, нужно привести на это доводы. Ни в Коране и ни в Сунне нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) мы нигде не встречаем упоминаний об этих псевдосвятых. Все это является ни чем иным, кроме, как измышлением людей и полетом их фантазий.

Суеверия и языческие обряды

Окуривание хлевов дымом, засыпание зерном подоконника, обрызгивание порога хлева молоком… Это не что иное, как суеверия и вера в различные приметы. Дым не способен оберечь наш скот. Рассыпание зерна на подоконнике не увеличит наш урожай. Обрызгивание порога наших хлевов не увеличит надои молока. Это языческие обряды, от которых, наши предки 5-6 столетий назад освободились, приняв всей душой, сердцем и разумом нашу любимую религию – Ислам, посредством которого, они и сформировались как народ! Совершение таких ритуалов является непозволительным для нас, так как мы являемся мусульманами. Всевышний Аллах дает урожай. Всевышний Аллах увеличивает и уменьшает надои молока. Всевышний Аллах является Единственным, кто может уберечь нас от зла и козней Шайтана. Поистине, все зависит только от Всевышнего Аллаха.

Разжигание костра и прыгание через него – это языческие обряды. Такие действия совершали язычники и огнепоклонники в доисламской эпохе.  Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не прыгал через костер и не совершал нечего подобного. Именно для того, чтобы вывести людей из мрака неверия к свету истины Ислама был послан наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Он уничтожил и стер все эти предрассудки и мифическое поклонения стихиям эпохи невежества (Джахилии), предоставив человечеству чистую и последнюю религию для людей – Ислам.

Катание хлебца (калакая) также является большим и тяжким грехом. Утверждение того, что как упадет хлебец, таким и будет урожай, также является приданием Аллаху сотоварища (Ширк). Дающим и отнимающим урожай, является только лишь Аллах. Всевышний Аллах говорит:

وَآيَةٌ لَهُمُ الأرْضُ الْمَيْتَةُ أَحْيَيْنَاهَا وَأَخْرَجْنَا مِنْهَا حَبًّا فَمِنْهُ يَأْكُلُونَ (٣٣)

«Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются» (36:33).

Достоверно известно, что наши предки для улучшения урожая всегда старательно трудились, делали дуа (мольбу) Аллаху и пытались совершать больше богоугодных дел. Кроме того, сама процедура катания хлеба по земле является неуважением по отношению к еде, к которой у наших предков было большое уважение. Наши предки даже крошку хлеба боялись уронить. Как же можно утверждать, что они катали эти хлебцы-калакаи по земле (по сути, кидали хлеб на землю)!?

Все вышеперечисленное явно доказывает, что у Хыдырлеза нет ничего общего с Исламом, и поэтому его нельзя называть мусульманским праздником. Сам праздник и форма его проведения в корне противоречит Исламу. Будучи мусульманами, нам запрещено праздновать такого рода праздники.

Исторический экскурс

В списке почитаемых и празднуемых праздников у наших предков не было праздника под названием Хыдырлез. Мусульмане Крыма отмечали два праздника: Ораза байрам и Къурбан байрам. Возникает тогда вопрос: «Откуда пришел в среду нашего народа «праздник» Хыдырлез?». Если заглянуть в историю, то мы увидим, что первые упоминания о Хыдырлезе начинаются во времена Царской России, а затем более массовый характер его празднование приобрело во времена большевиков. Примечательно, но во времена Крымского Ханства этот праздник не отмечался нашими предками. По крайней мере, нет никаких исторических упоминаний об этом. После Аннексии Крыма в 1783 году, Россия начала работать над тем, чтобы отдалить умы мусульман от Ислама. Эту же политику продолжили и большевики после их прихода к власти. Одним из направлений их работы было искоренение из умов мусульман исламских праздников, и замена их другими. Так как русские или православные праздники было невозможно внедрить в среду мусульман Крыма, они решили дать «вторую жизнь» некоторым доисламским праздникам, почитаемым некоторыми племенами, населявшими Крым до прихода Ислама. Они «одели» эти праздники в «татарские одежды» (придали национальный колорит), и начали их пропагандировать. Одним из таких «раскручиваемых» праздников стал Хыдырлез.

На дворе 21 век…

Такой способ чем-то напоминает действия христианских миссионеров и их работу в наши дни. Чтобы занести свои Библии и книжки в дома крымских татар, они перевели их на татарский язык. Они заменили слова «Иисус» на «Иса пейгъамберимиз», Бог на «Аллах». Ничего не подозревая, многие наши соотечественники берут эти книги и читают. Примерно такой же хитростью и завуалированностью была занесена бактерия «Хыдырлеза» в общество наших предков. О подобных действиях Аллах говорит в Коране:

يُرِيدُونَ لِيُطْفِئُوا نُورَ اللَّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَاللَّهُ مُتِمُّ نُورِهِ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ (٨)

«Они хотят погасить свет Аллаха (религию) своими ртами, но Аллах сохранит Свой свет (религию), хоть и ненавистно это неверующим» (61:8).

На сегодняшний день государство содействует в организации и проведении подобных праздников. На эти цели даже выделяются средства из бюджета.

Что делать?

Так называемый «праздник» Хыдырлез, пропагандируемый ныне, не является нашим мусульманским праздником. Это языческий праздник, который в корне противоречит Исламу. Празднование подобных праздников является грехом. Защитите себя и свою религию! Отвернитесь от этого праздника, не принимайте участия в нем. Этим вы спасете себя и наше будущее поколение. Всевышний Аллах сказал в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَجِيبُوا لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ

«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что вас оживляет» (8:24).

 


к слову:

По указу Совета Министров АР Крым от 28 февраля 2012 №-103-р «О подготовке и проведении в Автономной Республике Крым в 2012 году мероприятий, посвященных крымскотатарскому национальному празднику «Хыдырлез»», планируется провести праздничные мероприятия, посвященные к празднованию Хыдырлеза. Организацией и проведением мероприятия занимается комитет, созданный Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан.

1. http://qirimtatar.narod.ru/hidirlez.htm

Сейтумеров Сейтумер