Министерство образования Великобритании лишит финансирования школы, в которых креационизм преподается как наука. Об этом в выпуске за 15 января, пишет английская газета «Гардиан» (The Guardian). Согласно новому соглашению о финансировании, министр образования сможет лишать бюджетных средств школы, где отрицается учение Чарльза Дарвина, а вместо этого преподается теория креационизма, в рамках которой мир рассматривается как творение Бога.
Кампанию против креационизма в школах активно ведут Британская гуманистическая ассоциация (British Humanist Association) и ряд ученых и натуралистов, в числе которых известный телеведущий сэр Дэвид Аттенборо, а также профессор Ричард Докинз, заявивший: «Нам нужно прекратить называть эволюцию теорией. В полном смысле слова она является фактом».
«Креационизм» – термин, возникший во второй половине XIX столетия, охватывающий все теологические концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Зарождение и развитие креационизма как совокупности теологических концепций, является, по сути, ответной реакцией консервативно настроенных христиан на, ставшие доминирующими в западном обществе, материалистические представления об эволюционном пути происхождения живой и неживой природы, известные под общим названием – «Дарвинизм».
Материалистическая теория эволюции Чарльза Дарвина с ее постулатами «естественного отбора» и «борьбы за выживание» стала, наряду с философскими измышлениями Гегеля и Фейербаха, одной из псевдонаучных предпосылок возникновения атеистической теории диалектического материализма, разработанной Марксом и Энгельсом. Книги Дарвина, в том числе «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в которой изложил свои соображения об изменчивости видов растений и животных, и их естественного происхождения от более ранних видов, а также «Происхождение человека и половой отбор», в которой он объясняет происхождение человека от обезьяны, фактически стали «Библией» диалектического материализма.
В ответ на заявления дарвинистов о противоречии христианских догм научным открытиям, христианские фундаменталисты предприняли попытку сформулировать собственные претендующие на научность концепции, призванные восстановить утраченные ими позиции в западном обществе. Такие направления как «научный креационизм» и появившаяся в середине 1990-х годов нео-креационистская концепция «Разумного замысла», утверждают, что имеют научное основание. Сторонниками дарвинизма, естественно, они признаны псевдонаучными концепциями, поскольку, по их утверждению, отсутствует методологическая возможность их опровержения и любой результат любого эксперимента может быть объявлен дополнительным воздействием «высшей силы».
Но креационисты бьют дарвинистов их же оружием, заявляя, что любые наблюдения можно вписать в рамки эволюции, и как следствие — невозможно продемонстрировать, что эволюция ошибочна, а, следовательно, эволюция ненаучна. При этом они ссылаются на то, что Дарвин сам привел пример фальсифицируемости его теории, написав в 6 главе «Происхождения видов»: «Если бы возможно было показать, что существует сложный орган, который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций, моя теория потерпела бы полное крушение».
Преподавание креационизма в школе не раз становилось предметом политических дебатов. Многие западные политики сторонники христианских консерваторов, такие как Джордж Буш, Сильвио Берлускони и др. выступают за введение в школьную программу «теории разумного замысла» наравне с теорией эволюции. Однако сторонники дарвинизма блокируют эти попытки, утверждая, что выводы креационистов ограничены рамками религии, которая по конституции отделена от государства. Так, например, по громкому делу 1987 года «Эдвардс против Агиллара» – Верховный суд США вынес решение, признавшее несоответствующим конституции США закон штата Луизиана, требующий преподавание «научного» креационизма в государственных школах, наряду с теорией эволюции.
Однако креационисты не намерены сдаваться. Они развернули широкую пропагандистскую деятельность, выходящую за рамки стран с христианским населением, ища союзников в тех, кто не приемлет атеизма. Так, в исламском мире в настоящее время наиболее активна пропаганда креационизма в Турции, где действует находящаяся в тесном контакте с креационистами США организация «Фонд научных исследований», возглавляемая Аднаном Октаром, более известным под псевдонимом Харун Яхья.
В связи с этим возникает вопрос – какой должна быть позиция мусульман по отношению к противостоянию сторонников дарвинизма и креационизма? должны ли мусульмане встать на сторону креационистов в их противостоянии атеистическим воззрениям дарвинистов?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что почвой для такого антагонизма между приверженцами традиционных христианских представлений и сторонниками эволюционистского взгляда на причины мироздания, стала неудовлетворенность европейских исследователей натуралистов библейской картиной мира. Т.е. Библия перестала быть для исследователей естествоведов авторитетным источником информации и темой спора между креационистами и дарвинистами является достоверность приводимой в Библии истории сотворения мира Богом.
В свете вышесказанного, выявляется, что для мусульман ошибочным будет принимать участие в этой полемике, подобно тому, как прежде мутакаллимы ввязались в спор между различными школами греческой философии. Поскольку если они выступят на стороне креационистов, то тем самым они согласятся с утверждением христиан о достоверности текста Библии, а если на стороне дарвинистов, то согласятся с их утверждением об отсутствии Создателя. Мусульманам нет абсолютно никакой необходимости вступать в этот спор, поскольку Ислам имеет свой взгляд на основы мироздания, удовлетворяющий природу и разум человека.
Взгляд Ислама на причины возникновения вселенной, жизни и человека – это твердое убеждение в том, что они созданы Всевышним Аллахом – Мудрым Создателем, Господом небес и земли. Конечно, кто-то может возразить, что, дескать, принимаемые мусульманами разумные аксиомы подтверждающие наличие Создателя, такие как, например, «закон свидетельствует о наличии законодателя», «порядок не зависит от вещей», «созданное не подобно Создателю» и др. одинаковы также и для христиан, стоящих на позициях креационизма. Однако убеждение мусульман отличается от утверждений креационистов, поскольку подтверждается Кораном – Словами самого Аллаха, ниспосланными Им в откровении Своему рабу и посланнику – Мухаммаду (с.а.с.).
Коран, в отличие от Библии, имеет категорическое доказательство достоверности своего происхождения от Создателя. Сама сущность Корана, как Божественного откровения не требует, чтобы его доказательство было научным, поскольку наука не обладает неограниченной методологией и средствами познания, необходимыми для того, чтобы экспериментально исследовать все аспекты мироздания, а тем более проникнуть за его пределы, в область метафизики. Напротив, доказательство истинности Корана является разумным, доступным для ощущения и осознания каждого человека, будь он простой пастух или академик, жил ли он в эпоху средневековья или живет в век научно-технического прогресса. Этим доказательством является чудо (муджиза) Корана.
Достоверность входящих в Библию Торы, Псалтыря и Евангелия, как и всех других небесных посланий, предшествовавших Корану, подтверждалась знамениями от Аллаха – чудесами явленными посланниками Аллаха своим народам. Каждый пророк и посланник, для подтверждения достоверности своей миссии являл ощутимые его современниками, но неощутимые последующими поколениями чудеса. Чудо же Корана непреходяще и заключено в нем самом. Этим чудом является неподражаемость Корана, непревзойденность речи, которой он изложен, бессилие кого бы то ни было воспроизвести хотя бы малую его часть с точки зрения арабского языка, на котором он ниспослан.
Всем сомневающимся в его подлинности, Всевышний Аллах бросает вызов привести хотя бы одну суру, подобную Корану. Это обращение, направленное ко всему человечеству, а не только лишь к арабам. И оно актуально не только для современников Мухаммада (с.а.с.), но и для всех поколений до Судного дня. Сказал Всевышний Аллах:
«А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы. (2: 23)
Коран изобилует аятами, в которых Всевышний Аллах, обращаясь к человеку, побуждает его к размышлению над уникальностью и неповторимостью Своих творений, чтобы человек должным образом оценил своего Создателя и поклонялся Ему не придавая никого в сотоварищи. При этом Всевышний Аллах оберегает человека, предупреждая его ограничиться размышлением над существованием Творца и избегать размышления над Его сущностью, познать которую человеческий разум бессилен. Сказал Всевышний Аллах:
ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ فَاعْبُدُوهُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ لاَّ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Это для вас - Аллах, ваш Господь, - нет божества, кроме Него, - Творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Поистине, Он - поручитель над каждой вещью! Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры; Он - проницателен, сведущ!» (6: 102-103)
Именно таким методом, на основе разума и природы человека, Коран доказывает могущество, знание и волю Аллаха – Творца Вселенной и того, что ее населяет. Этот метод находится в гармонии с природой человека, и каждый человек, глубоко в себе, отзывается на него и прислушивается к нему, и даже атеист понимает его и покоряется ему.
Мусульмане должны строго следовать этому методу, не ища компромисса, не допуская снисхождения и не вступая в бессмысленные споры находящихся в глубоком заблуждении, как сторонников дарвинизма, так и сторонников креационизма. Только так они смогут проявить свою приверженность религии истины, которую Всевышний Аллах избрал, чтобы утвердить ее превыше всякой религии. Сказал Всевышний Аллах:
هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَى وَدِينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدِّينِ كُلِّهِ وَلَوْ كَرِهَ الْمُشْرِكُونَ
«Он - тот, кто послал Своего посланника с руководством и религией истины, чтобы явить ее превыше всякой религии, хотя бы и ненавистно было это многобожникам». (61: 9)
Чарльз Дарвин: «эволюция» от пастыря до атеиста
Основоположник материалистической теории эволюции, Чарльз Дарвин поначалу не подвергал сомнению буквальную истинность Библии. И даже, будучи полностью убежденным теологическим аргументом Уильяма Пейли, согласно которому разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование Бога, поступил в Кембриджский христианский колледж, чтобы стать пастором англиканской церкви. И даже отправившись по окончанию учебы в 1831 году в качестве натуралиста в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль», Дарвин все еще придерживался вполне ортодоксальных взглядов и вполне мог ссылаться на авторитет Библии в вопросах морали. Однако, переосмысливая позже все увиденное им во время этого путешествия, он постепенно начал рассматривать историю творения, представленную в Ветхом Завете, как ложную и не заслуживающую доверия. Как высказался сам Дарвин, он «… пришел к осознанию того, что Ветхий Завет с его до очевидности ложной историей мира,… заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря» «Высший разум» - ненаучная дисциплина Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 4 октября 2007 года выпустила резолюцию «Опасность креационизма в образовании», в которой постановила, что «креационизм во всех его формах, таких как «разумный замысел» или «высший разум», не является научной дисциплиной и не подлежит научному изучению в европейских школах наряду с теорией эволюции или даже вместо нее». Мустафа Билял