Неонацизм: прелюдия войныВ соответствии с разделами Обвинительного заключения, по которым признаны виновными подсудимые, и на основании статьи 27 Устава Международный Военный Трибунал

ПРИГОВОРИЛ: Германа Вильгельма Геринга — к смертной казни через повешение, Рудольфа Гесса — к пожизненному тюремному заключению, Иоахима фон Риббентропа – к смертной казни через повешение, Вильгельма Кейтеля — к смертной казни через повешение, Эрнста Кальтенбруннера — к смертной казни через повешение…..

Нюрнберг, 1 октября 1946 года.

Такими словами заканчивается приговор, вынесенный Международным Военным Трибуналом в Нюрнберге, после почти годичного суда над преступлением против человечности. Этот процесс поставил точку на истории правления Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), которая управляла Германией с 1933 по 1945 год. Идеология этой партии называлась ФАШИЗМ. Этот процесс поставил вне закона антисемитизм. И теперь во всем мире за пропаганду антисемитизма можно получить срок тюремного заключения.

Исследуя периоды становления и приход к власти фашистов, испытываешь очень нехорошие чувства некоторого исторического дежавю. Складывается ощущение, что история человечества в течение века может наступить на те же самые грабли. Эти грабли – агрессивная ксенофобия. Только вот объект фобии немного другой…

Первая половина ХХ века. Короткий период относительной экономической стабильности и благополучия сменился в 1929 году кризисом. Промышленное производство не просто сократилось, оно было отброшено к уровню начала века. Это вызвало резкий рост безработицы, она стала массовой и длительной. Этот кризис стал глобальным. Он начался в 1929 году и продолжался до 1932 года. Но и после того, как спад прекратился и в 1933 году появились признаки оживления, экономика вплоть до начала второй мировой войны так и не достигла прежнего уровня. Ни один кризис не порождал столь масштабных экономических последствий. Кризис охватил так же и американский континент. Поэтому кризис того времени считается глобальным экономическим кризисом.

Германия проиграла первую мировую войну. Ее поражение не всем германцам было по душе. Затянувшийся экономический кризис на фоне этого поражения порядком усиливал это недовольство. Длительность кризиса породила настроения безысходности. Одни впадали в апатию, их охватывало полное безразличие, другие оказались подвержены приступам слепой ярости, проявляли готовность к насилию. Возникло разочарование в существующем порядке.

С начала века антисемитизм в Европе существенно набирал обороты. Испытывающее недовольство общество искало виновных. Популисты-ораторы винили во всем евреев, обвиняя их в том, что они захватили финансовый сектор и именно по их умыслу произошел крах германской экономики и т.д. Антисемитизм был ярко выражен особенно во многих карикатурах печатавшихся в тот период немецких изданиях. В них отчетливо отражалась особенности идентичности евреев и их деятельность якобы направленная против немецкого народа.

Такая антисемитская пропаганда в купе с антибольшевистской и другими приносила популярность. Она провоцировала погромы и нападения на евреев. В конечном итоге, чем это закончилось, мировая история знает.

Обращая внимание на современное положение Европы, невольно заметишь аналогию с тем временем. Сегодня мир переживает финансовый кризис, которому на смену надвигается новая волна. Опять мы видим ультраправых националистов с агрессивной ксенофобной риторикой. Антисемитская риторика преследуется законодательствами многих мировых государств. Но «находчивые» ультра нашли объект для своих ксенофобных атак – мусульман. Мусульман стали обвинять в том, что они сидят на шее у европейцев, получая пособия. Это, якобы, тяжелое бремя для экономики и выходом из этой ситуации является остановить миграционный поток. Более того, эти мигранты не принимают европейской культуры и, более того, насаждают кругом свою, что как будто грозит опасностью. Ну и конечно, не забывается упомянуть о том, что мигранты это рассадник для террористов. В общем, это стало очень удобной PR-«фишкой» для ультраправых популистов. В момент кризиса достаточно сложно победить на выборах обсуждая с избирателем экономические реформы, результат от которых ни кому не известен. Но поднять рейтинги на исламофобской риторике вполне удачный ход для вхождения во власть. И тут просто невозможно не упомянуть про скандальные истории с карикатурами на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Настолько они делают похожей современную ситуацию с ситуацией в Европе 20-30-х годов. А Брейвик – это, как говорят, «цветочки» пред «ягодками». Он результат антиисламской пропаганды.

Известный в экспертных кругах конфликтолог Бруно де Кордье – сотрудник Conflict Research Group Гентского университета и частый автор бельгийской газеты De Standaard, который не раз описывал возрожденческие тенденции Ислама не только в Средней Азии, но и в мире в целом. Так вот, реагируя на мой интерес к этой теме, он отметил, что на самом деле агрессивная исламофобия в ЕС действительно имеет тенденции к усилению, но по его впечатлению, она проявлялась сильнее года 2-3 назад, чем сейчас. Очевидно, что пик исламофобии пришел как раз на период выборов.

Многими экспертами отмечался тот факт, что, например, Саркози, завел разговор о крахе мультикультурализма именно с целью повысить рейтинг, заимствуя аргументы у ультраправых. Как и для многих других политиков его уровня это было естественно, так как европейские ультраправые организации успешно стали конкурировать на выборах и получать внушительное количество мест в национальных парламентах.

Требует внимания к себе и тот факт, что эти «модные» тенденции стали проявляться как в России, так и в Украине.

Россия – со своей особенностью, имея проблемы с Кавказом и большим наплывом гастарбайтеров из Средней Азии. И, несмотря на тот ощутимый вклад этой дешевой рабочей силы в прирост материального благосостояния РФ, откровенно ненавистническая риторика неонационалистических русских организаций, несмотря на запрет некоторых откровенно фашиствующих, с каждым годом усиливается. События на Манежной площади говорят о растущей популярности этих идей среди русской молодежи.

Украина – белоцерковская история с запретом строительства мечети, в которой бессовестно использовались лживые факты про мусульман. Аргументируя ими местный политик-ксенофоб, настроил общественность Белой Церкви против мусульман.

Сложно прогнозировать к чему приведет при данных обстоятельствах заигрывание с противопоставлением одной нацией над всеми другими. Если эта попытка проанализировать схожесть современной ситуации с той, при которой стал возможным приход фашистов к власти, действительно имеет верное направление, то остановить растущую ненависть между народами может очередной процесс аналогичный Нюрнбергскому. Но Нюренбергский процесс всем известно стал заключительным аккордом второй мировой войны. Получается, чтобы люди перестали ненавидеть, им нужна война?!

 

Энвер Кадыров