Но что происходит с людьми, лишёнными жилья и имущества произволом крупных землевладельцев и арендаторов? Как вы думаете? Что «цивилизованное европейское общество» даёт своим обездоленным членам?

«Люди, изгнанные вследствие роспуска феодальных дружин и оторванные от земли то и дело повторяющейся, насильственной экспроприацией, — этот поставленный вне закона пролетариат поглощался нарождающейся мануфактурой далеко не с такой быстротой, с какой он появлялся на свет. С другой стороны, люди, внезапно вырванные из обычной жизненной колеи, не могли столь же внезапно освоиться с дисциплиной своей новой обстановки. Они массами превращались в нищих, разбойников, бродяг — частью из склонности, в большинстве же случаев под давлением обстоятельств. Поэтому в конце XV и в течение всего XVI века во всех странах Западной Европы издаются кровавые законы против бродяжничества. Отцы теперешнего рабочего класса были, прежде всего, подвергнуты наказанию за то, что их превратили в бродяг и пауперов. Законодательство рассматривало их как «добровольных» преступников, исходя из того предположения, что при желании они могли бы продолжать трудиться при старых, уже не существующих условиях.

В Англии это законодательство началось при Генрихе VII.

Согласно акту Генриха VIII от 1530 г., старые и нетрудоспособные нищие получают разрешение собирать милостыню. Напротив, для бродяг ещё работоспособных предусматривались порка и тюремное заключение. Их следовало привязывать к тачке и бичевать, пока кровь не заструится по телу, и затем надлежало брать с них клятвенное обещание возвратиться на родину или туда, где они провели последние три года, и «приняться за труд». Акт, изданный в 27-й год царствования Генриха VIII, воспроизводит эти положения и усиливает их рядом дополнений. При рецидиве бродяжничества порка повторяется и кроме того отрезается половина уха; если же бродяга попадается в третий раз, то он подвергается смертной казни как тяжкий преступник и враг общества». Людей ограбили, а теперь ещё собираются пытать и казнить за то, в чём они не виноваты, ведь их нищенское положение обусловлено отнюдь не их ленью или глупостью.

«Эдуард VI в 1547 г. — в первый же год своего царствования — издаёт закон, по которому всякий уклоняющийся от работы отдаётся в рабство тому лицу, которое донесёт на него как на праздношатающегося… Хозяин может его продать, завещать по наследству, отдать внаймы как раба, как всякое движимое имущество или скот. Если рабы замыслят что-либо против своих господ, то они также подлежат смертной казни… Если окажется, что беглый бродяга три дня шатался без дела, то его отправляют на родину, выжигают раскалённым железом на его груди клеймо «V» и, заковав в кандалы, употребляют для дорожных и других работ… Всякий имеет право отнять у бродяги его детей и держать их при себе в качестве учеников — юношей до 24 лет, девушек до 20 лет. Если они убегают, то до наступления указанного возраста обращаются в рабов своих хозяев-воспитателей, которые могут заковывать их в кандалы, пороть и т. п. Хозяин может надеть железное кольцо на шею, ноги или руки своего раба, чтобы легче отличать его от других и затруднить ему возможность скрыться. В последней части этого закона предусматриваются случаи, когда бедные должны работать на тот округ или тех лиц, которые берутся их кормить, поить и обеспечивать работой. Такого рода рабы — рабы приходов — сохранились в Англии вплоть до XIX века под именем roundsmen (приходчики)… Эти положения закона действовали вплоть до начала XVIII века и были отменены лишь актом, изданным на 12-м году царствования Анны, гл. 23.» Т.е этих несчастных государство по закону превращало в рабов только на том основании, что этих людей насильственно и бесправно изгнали из их же жилищ, лишили их же земли и имущества. И эти ужасающие процессы не ограничивались одной Англией!

«Подобные законы имелись и во Франции. Ещё в начале царствования Людовика XVI был издан ордонанс (от 13 июля 1777 г.), который предписывал ссылать на каторгу каждого здорового человека в возрасте от 16 до 60 лет, если он не имеет средств к существованию и определённой профессии. Аналогичные меры предписываются статутом Карла V для Нидерландов (октябрь 1537 г.), первым эдиктом штатов и городов Голландии от 19 марта 1614 г., плакатом Соединённых провинций от 25 июня 1649 г. и т. д.»

Могут сказать, что это уже история и сейчас такого не происходит. Но оглянитесь вокруг. Разве на улицах городов нет бомжей? Откуда они взялись, ведь ещё 20 лет назад у каждого человека было пристанище, пусть даже в виде комнаты в коммуналке? Откуда такие огромные цены на жильё, ведь ещё десять лет назад однокомнатную квартиру можно было купить за 3-4 тысячи долларов? Да, сейчас не казнят за бродяжничество, но в современном мире человек без жилища и работы ещё более обездолен по сравнению с теми, у кого эти блага есть. Те же бомжи лишены элементарных гражданских прав, не имеют документов, «прописки», не получают медицинской помощи, преследуются милицией и т.д. Так что Маркс описывает не «дела давно минувших дней», а типичную картину зарождения капиталистического общества, которое происходит у нас с вами сейчас.

Итак, что мы имеем: ограбленное, согнанное с земли население, которое не может даже бродяжничать, чтобы не быть повешенными. Куда же деваться этим массам людей? Как им спасти свою жизнь и жизнь членов их семей, как прокормиться в этой незнакомой новой реальности зарождающегося капитализма?

Продолжение следует…