Арабская весна положила конец эпохе диктатур доминировавшей над мусульманским миром, которая началась после Первой мировой войны. Диктаторские и тиранические режимы на Ближнем Востоке были установлены задолго до того как пришли к власти Мубарак и Бен Али. Большую часть последнего столетия Западные государства тщательно проектировали политическую обстановку в своих собственных интересах. С провалом старой колониальной политики Западные державы переключили свое внимание на экспорт в мусульманские страны западных ценностей, таких как демократия и либерализм.
Прокатившиеся по мусульманским странам, восстания оставили в прошлом политическую апатию и нехватку политического стремления. Вопрос состоит не в том, хочет ли Умма изменений, а в том каких изменений она хочет? Мусульмане хотят демократии и западных ценностей? И какова роль запада в этом?
Арабская весна показала, что восстания проходят под лозунгами Ислама и многие на западе готовятся к тому, что Умма добьется сильной власти в регионе.
В среде поисков стал популярным запрос «Турецкая модель правления». Эту модель правления одобрили многие западные политики и секуляристы, которые полагают, что сплав небольшого количества исламских законов и секуляризма – это то, с чем Запад готов мириться и хотел бы видеть такую картину на всех мусульманских землях.
В этой статье мы проанализируем турецкую модель и ее исламскую характеристику, и представляет ли эта модель интерес для мусульманского мира.
Партия справедливости и развития (ПСР)
Становление турецкой модели правления шло параллельно с повышением рейтинга ПСР и ее лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. ПСР во главе с Эрдоганом пришла к власти в 2002 году, когда правительство Эджевита оказалось неспособным преодолеть экономический кризис 2001 года, который привел к глубокому спаду. На досрочных выборах с помощью исламских лозунгов партия ПСР получила значительное количество голосов.
Эрдоган был мэром Стамбула с 1994 года. Его лишили должности и приговорили к тюремному сроку за прочитанный им текст из стихотворения: «Мечети наши бараки, купала наши шлемы, минареты наши штыки и верующие наши солдаты», во время публичного выступления в провинции Сиирт 12 декабря 1997. После шести месяцев тюрьмы, 14 августа 2001 года, Эрдоган образовал Партию Справедливости и Развития (ПСР).
С приходом к власти Эрдоган осуществил многочисленные правительственные реформы. Самые важные из них:
-
Укрепление связи с США посредством подписания соглашения между турецким и американским правительствами. Абдулла Гюль и Кондолиза Райс подтвердили: «Подписанный стратегический документ подтверждает турецко-американское общее видение и общие усилия, обеспечивает эффективное сотрудничество и структурный диалог». Сотрудничество включало: Поддержку международных усилий в постоянном урегулировании арабо-израильского конфликта, включая международные усилия по решению палестино-израильского конфликта путем создания двух государств. Поддержка дипломатических усилий по ядерной программе Ирана, включая инициативу, способствующую стабильности, демократии и процветанию в Черноморском регионе, Кавказе, Средней Азии и Афганистане. Усилия по энергетической безопасности посредством разнообразия маршрутов и источников энергоресурсов, включая Каспийский Бассейн.
-
Реформы также включали увеличение правительственного влияния на Совет Национальной Безопасности (СНБ). Во имя демократии Партия Справедливости и Развития (ПСР) проводила реформы с целью ослабить влияние армии на страну. Эрдоган изменил состав Совета Национальной Безопасности и включил в него гражданских лиц, что не давало возможность Совету вмешиваться в действия правительства. СНБ выбирает членов Совета министров и президента республики, который является главнокомандующим армии.
Экономика и внешняя политика были самыми существенными особенностями ПСР
С приходом к власти Эрдоган вместе с деловой элитой превратил Турцию в экспортера, что стимулировало экономику. Эрдоган посетил Китай, Бразилию, Индию, Россию и африканский континент с множеством бизнесменов, для продвижения турецких деловых кругов. Внешняя политика Турции основана на упразднении каких-либо конфликтов с соседями, что является большим изменением для страны, которая долго конфликтовала на своих границах с Сирией, Грузией, Арменией, Ираном и Ираком. Турция либерализировала свою экономику и активно продвигала свою торговлю со Средней Азией и Ближним Востоком.
Европа является самым большим рынком для турецких продуктов, и составляет 50% экспорта страны. Большинство продукции, а это автомобили, телевизоры и бытовые приборы, поставляется в Германию, Францию и Восточную Европу. Турция – самый большой в мире экспортер цемента, а ее строительный сектор является вторым после Китая.
Наиболее ярко деятельность ПСР проявлялась в сфере внешней политики. Многие назвали маневрирование Турции с соседними странами нео-Османизмом. На Ближнем Востоке Турция действовала с целью примерить различные стороны с Израилем на основе сосуществования двух государств. Турция играла центральную роль в американском плане по объединению в Ираке различных политических групп. Многие представители шиитов и суннитов приехали в Турцию, чтобы сформировать иракское правительство. Северный Ирак получил более $5 миллиардов в инвестициях от Турции. Турецкие компании являются главными инвесторами в сфере туризма, на рынке недвижимости, в промышленности и энергетике в северном Ираке.
Турция при Эрдогане поддерживала экономические и военные связи с Израилем. Турция была первой мусульманской страной, которая признала Израиль в марте 1949 года. Турция является крупнейшим торговым партнером Израиля в регионе, и вторым по величине в мире, после США. За первые три месяца 2011 года Турция экспортировала продукции на общую сумму $579,3 миллионов в Израиль, и импортировала товаров на сумму $397,3 миллионов. Также Турция покупает оборудование оборонной промышленности, в которых применены высокие технологии Израиля. Из своих товаров они экспортируют военную униформу и обувь для израильской армии. Военные связи лишь недавно испортились из-за нападения Израиля на турецкую флотилию.
Ислам
Запад был впечатлен ПСР, которую они рассматривали как исламских консерваторов, управляющих светской страной. Турецкая армия, исповедующая принципы секуляризма, обвиняла Эрдогана в скрытой исламской программе, которая будет выдвинута, когда ПСР полностью возьмет власть в свои руки.
Анализируя утверждение, что ПСР представляет исламскую модель правления, необходимо базироваться на том, что любые решения должны приниматься на основе Ислама, а не на основе западного секуляризма, как думают некоторые. Очевидно, что Ислам не играл никакой роли в политике ПСР, как это заявлялось общественности. Экономика и внешняя политика были главными символами ПСР, и в обоих случаях ПСР руководствовалась различными факторами, но только не Исламом.
Экономический рост Турции, ее развитие и торговля не имели никакого отношения к Исламу. Нет сомнения в том, что экономика при ПСР развилась и Турция сегодня богаче, чем десятилетие назад. Однако Эрдоган и ПСР не использовали внешнюю торговлю для распространения Ислама, не использовали свои взаимоотношения с Китаем, Россией, Бразилией или Индией, чтобы распространять Ислам. Все эти взаимоотношения строились исключительно для того, чтобы обеспечить приток денег в Турцию и обогатить деловую элиту.
Ислам не играл никакой роли во внешней политике Турции. Подтверждением тому является продолжающееся взаимоотношения с Израилем, что Ислам категорически запрещает. С приходом к власти, ПСР укрепила взаимоотношения с США. Целью этих взаимоотношений не было ослабление американской политики направленной против мусульман. Фактически, ПСР работала для осуществления глобальных политических интересов США, играя роль старательного агента.
Очарованные турецкой моделью
Турецкая модель правления в действительности руководствуется национализмом и прагматична по своей природе. Из Ислама – лишь некоторые громкие лозунги. Поскольку ПСР была успешна в экономике, это создало ей ауру силы, однако экономика Турции связана с мировой экономикой, поэтому Турция ощутит спад, как и все остальные страны.
Одно то, что Запад одобряет турецкую модель должно вызывать опасение. Любая страна, которая строит свою политику на секуляризме, будет действовать под диктовку Запада.
Понятие секуляризма позволяет брать одну часть Ислама и оставлять другую. Эрдоган предпринял попытки отменить запрет на хиджаб, но ничего не сделал по устранению прелюбодеяния, процентной банковской системы или существование куфра по всей стране.
Заключение
Турция не является примером модели правления для мусульман. Эта модель в действительности светская и представляющая национальные интересы, такая же, как у стран Запада. Турция должна посмотреть на свою историю, и она увидит, что Ислам, в свое время, превратил ее в сверхдержаву. Внимательно изучая свою историю, Турция увидит, что исламскую систему Халифат Османы приняли и успешно распространяли.
Мусульманский мир не нуждается в еще одном капиталистическом государстве, которое имеет небольшое количество исламских законов. Турция и Исламский мир нуждаются в системе Халифат – идеологическом государстве с новыми принципами, которое будет управлять обществом на основе их веры и ценностей, и имеющим великую историю.
Аднан Хан